Поздравляем «Зеленую дверцу» с днем рождения!

Дорогие друзья «Зеленой дверцы»!

Сегодня 2 октября. 2 октября 1995 года впервые «Зеленая дверца» открылась для малышей и их родителей.  Сегодня,  как всегда, мы будем встречать ее посетителей с радостью и надеждой, что еще один день будет прожит в атмосфере неповторимого чуда открытий, не только малышами, но и каждый раз заново с каждым маленьким посетителем, и нами взрослыми:  чуда открытий неповторимости  мира, происходящего в одних и тех же стенах.  

И это так  — каждый день приносит свое открытие. Сегодня не то,  что в прошлый раз. Вдруг то, что вчера словно бы и не существовало, сегодня привлекло пристальное внимание. Вчера несколько раз подходил к горке, уже ногу заносил, чтобы забраться, но – не решался и отходил. А сегодня и шаг другой, и решительность во всем теле, каждое движение слажено – один миг и уже наверху, еще один миг – и с не выразимым словами счастьем на лице, уже съехал вниз и ищет глазами маму, видит ли она его успех, рада ли?

За годы нашей работы мы не раз убеждались в том, как дети всем своим существом чувствовали важность этого места, тянулись к нему.  И те, кто уже мог выразить свои чувства и мысли словами говорили об этом прямо. Например, когда однажды мама звала сына домой, он с некоторым недоумением произнес: «Домой? Но это место для меня!»  Так открывалась малышу картина мира, в которой есть дом, семья, а есть и другое более широкое пространство, тоже для него, но в котором есть и другие дети и взрослые и общение с ними дарит ему новые впечатления и переживания, открывающие перед ним еще большие возможности.

Нам, взрослым, труднее дается, понимание того, как важно даже для малыша общение с другими детьми и взрослыми. Был у нас и такой случай. Малышка играет самозабвенно, погруженная в свои мысли-открытия, а мама сидит рядом безучастная, скучающая. Видя, что она не довольна чем-то,  я спросила: «Что-то не так?»  Думала, может быть  мама не решается спросить о чем-то.  А мама мне в ответ: «Я стирку собиралась затеять, я совсем не собиралась сюда идти, а дочка – хочу в Зеленую дверцу, хочу в Зеленую дверцу – пришлось пойти.  Что ей тут нужно?»

Да, работая уже не первое десятилетие, мы замечаем, что представление о самых маленьких у большинства людей все еще остается довольно поверхностным:  не говорит – значит и не понимает, плачет – значит, что-то болит или упрямится, капризничает.  Но он такой любимый, забавный, особенно в шапочке с ушками, красивом платьице, с такими нежными волосиками…  Все лучшее детям, все для детей!

А готовы ли мы задуматься над словами Я. Корчака: «Нет детей, есть люди, но с иным масштабом понятий, с иным запасом опыта, иной игрой чувств. Помни, что мы их не знаем…» Мы не знаем, что дети, даже самые маленькие каждый миг своей жизни совершают не менее, а даже более важную работу познания себя, других, мира. Они задают нам свои вопросы, сложив губки сковородочкой, своим падением на ровном месте и даже рвотой ни с того, ни с сего. Они спрашивают своим выразительным взглядом, почему заплакал этот малыш и нужно ли мне тоже вместе с ним плакать? Они ждут от нас ответы на эти вопросы. А мы часто даже не замечаем этих вопросов. Мы их утешаем и жалеем, чем наводим на мысль, что мир полон опасностей, неожиданностей  и понять в нем что-то очень трудно. Лучше не выпускать из рук мамину юбку, остается думать малышу, лучше держать его около себя покрепче, думает мама, не отпуская от себя сына или дочь.

Но те мамы и папы, которые находят время для того, чтобы заглянуть  со своими детьми за Зеленую дверцу – они дарят своим детям и себе тот самый, более широкий, мир общения и познания, а уходя дарят нам свои слова благодарности за то, что именно здесь они совсем по-новому открыли для себя своего малыша, да и себя тоже.

Совсем недавно нам на адрес нашего сайта пришло письмо, которое мы приняли как чудесный подарок ко дню рождения Зеленой дверцы. Привожу его полностью.

Спасибо от выпускников.

Дорогая Зеленая дверца, я хочу вам сказать огромное спасибо за то, что вы были в детстве моей дочери Даши. Мы к вам ездили очень активно в 2003-2005 годах еще в центр, на Подсосенский переулок. Ездили 2 раза в неделю с огромным удовольствием, дочка каждый раз не хотела уходить домой — так было хорошо. Девочка играла с детьми, а я беседовала с принимающими, например, с Ольгой Георгиевной — светлейшим и мудрейшим человеком. Были еще Юля и Марина, но они у вас сейчас не работают.

Благодаря вам моя дочка совершенно спокойно вошла в детский сад, никаких диких слез и сцен у нас не было. Правда и группа сада у нас была вальдорфская, там тоже разновозрастные дети и там принято мамам новичков весь день находиться в группе и жить ее жизнью до тех пор, пока ребенок сам маму не отпустит.

Сейчас Даше 17 лет, она учится в 11м классе школы «Интеллектуал» и собирается поступать в медицинский институт.

И я еще раз хочу сказать ОГРОМНОЕ СПАСИБО вам, дорогая Зеленая дверца — вы были нашим дорогим и верным другом. Успеха вам и процветания!

С уважением, Марианна Степина

Спасибо Вам, Марианна, и всем кто помнит и любит Зеленую дверцу за добрые слова в ее адрес и память о ней.

Конечно, приятно получать подарки.  Но и не менее приятно дарить. Поэтому для всех друзей Зеленой дверцы и тех, кто сейчас посещает «Зеленую дверцу»,  и наших незабываемых выпускников, мы публикуем  отрывок из книги В. Шкловского «Третья фабрика», 1926. Надеемся, что наш подарок доставит  вам радость, а описываемая  вселенная, по имени ребенок, не слишком изменилась по  прошествии почти целого столетия. Сейчас, как и почти сто лет назад,  совершает малыш все ту же самую  напряженную работу познания себя и мира.   

Детство второе.

Ему сейчас полтора года. Он розовый, круглый и теплый. У него широко расставленные глаза овальной формы. Темные. Он еще не ходит, а бегает. Его жизнь еще непрерывна. Она не состоит из капель. Ощутима вся. Бегает он, поднимая ножки в бок.

 Когда его летом привезли в деревню, то он свешивался из моих рук. Смотрел на траву.

 Смотрел на стены, на небо не смотрел. Рос. В стенах пакля. В городе узнал в кукле — человека. Сажал ее в корзину вниз головой и катал по комнате.

 Начал лазить на стол. Стол его выше.

Мальчик притащил корзинку к столу, влез в нее и не стал выше. Корзина была вниз дном.

 Потом перевернул корзину. Стал перед ней задом на четвереньки и влез на нее задними лапками. Ничего не вышло: не смог подняться. Через несколько дней научился влезать и долез до стола.

В промежутке все сбивал со стола палкой. Теперь лазает куда хочет, подтаскивая по полу чемодан за ручку.

Играет с окном, с трубой отопления и со мною. Приходит ко мне утром, проверить комнату и рвать книги. Растет все время, быстрее травы весной.

 Не знаю, как у него помещаются все события. Мне он кажется замечательным.

 Во мне ему нравится мой блестящий череп. Настанет время…

 Когда он вырастет, то, конечно, не будет писать.

 Но, вероятно, будет вспоминать об отце. Об его экстравагантном вкусе.

О том, как пахли игрушки. О том, что кукла „Мумка» была мягкая и тугая…

Нам есть чему учится у детей.  Рядом с ними можно научиться удивляться тому, что кажется известным.  Именно это качество делает человека творцом, а нас всех  — счастливыми родителями.