Радость и удивление. От Корнея Чуковского к Анастасии Орловой.

Радость

stixi-chukovskogo-radost

Рады, рады, рады

Светлые берёзы,

И на них от радости

Вырастают розы.

Рады, рады, рады

Тёмные осины,

И на них от радости

Растут апельсины.

То не дождь пошёл из облака

И не град,

То посыпался из облака

Виноград.

И вороны над полями

Вдруг запели соловьями.

И ручьи из-под земли

Сладким мёдом потекли.

Куры стали павами,

Лысые — кудрявыми.

Даже мельница — и та

Заплясала у моста.

Так бегите же за мною

На зелёные луга,

Где над синею рекою

Встала радуга-дуга.

Мы на радугу

вска-ра-б-каемся,

Поиграем в облаках

И оттуда вниз по радуге

На салазках, на коньках!

1942г.

Поэтическое слово, начиная от колыбельных, пестушек и потешек, вводит малыша в мир родного языка, его богатств и красоты.

Радость и удивление – вот главные стимулы развития ребенка. Поэзия — то, что радует, удивляет малыша, порождает потребность к словесному общению, тем самым становиться тем золотым ключиком, без которого невозможно открыть волшебную дверцу, за которой его ждут богатства отечественной и мировой культуры.

Мы писали на нашем сайте, что К.Чуковский был одним из немногих поэтов, который обращался поэтическим словом к самым маленьким, слушал, как дети воспринимают речь взрослых и делился с читателями особенностями их восприятия родной речи и, прежде всего, поэтической. Его собственные детские стихи были пронизаны радостью и удивлением.

a-orlova1

Недавно, случайно, я открыла для себя молодого поэта, Анастасию Орлову, маму, которая радовалась и удивлялась, открывая мир вместе со своим сынишкой с самых первых дней его жизни. И этими открытиями она поделилась с нами.

Сегодня дождь идет с утра

Сегодня дождь идет с утра.
Какой чудесный день! Ура!
Надену плащик-дождевик,
Возьму любимый грузовик,
Пойду пройдусь немножко
В резиновых сапожках.
Моя исполнилась мечта:
И грязь!
И лужи!
Красота!

Дворник

Выходит дворник из ворот
И, словно кисть, метлу берёт.
И эту улицу и ту
Метлой раскрасит в чистоту!

И мама, и сын делятся своими открытиями, рассказывая друг другу о том, что видят и чувствуют.

Кормилец

Я единственный кормилец
Всех ворон и голубей,
Ждёт мой крошечный гостинец
Каждый крошка-воробей.
Только выйду на крыльцо,
Узнают меня в лицо,
И гурьбой с окрестных крыш:
– Чем, родимый, угостишь?

Лужища и думища

ВО-О-Т ТАКАЯ лужища
На солнце грела пузище,
От ветра лоб нахмуривши,
Лежала на пути.
А я стояла, думала
ВО-О-Т ТАКУЮ думищу –
Как бы эту лужищу
Получше обойти!

Так и видишь, читая эти стихи, как два первооткрывателя стоят перед лужищей, и мама даже не рассказывает, а пропевает, в удивлении: «ВО-О-Т ТАКАЯ лужища…» и думища подстать лужище.

Стихи А.Орловой словно рождаются на наших глазах, может быть потому, что они явно рождались на глазах обращенного к ней ребенка. Как здорово, что другие мамы и взрослые могут, благодаря дару А.Орловой нам, не читать, «тыча в книжку пальчик», а рассказывать поразившие нас стихи в распахнутые глаза и уши наших малышей. Даже пропевать, как колыбельные, но только эти распевные стихи не для усыпления, а для пробуждения того чувства удивления и радости, которое широко открывает мир и способствует тяге к новому неизвестному.

Снег кружился надо мной

Снег кружился надо мной
Белой пудрой рассыпной
И земле напудрил нос –
Как же ей к лицу мороз!

Маленький

Маленькому нелегко,
То, что большому – пустяк.
Снег достаёт до крыш,
А до земли – никак.

Маленький снег идёт.
Когда же он подрастёт?

Я рисую человека

Я рисую человека:
Руки, ноги, голова…
В голове цветные мысли
И округлые слова.
А в груди у человека
Расцветает не спеша,
Как ромашка полевая,
Белоснежная душа!

В стихах А.Орловой звучат не только рассказы мамы и сына, но они умеют слушать других, даже тех, кто говорит на своем, не всем известном, языке, например, о чем тихо-тихо кричит лужа..

О чем кричит лужа

Люди!
В лужу – ни ногой!
Обходите стороной!
От ноги в глазах круги.
Лапы прочь!
И сапоги!
Вон, проклятые машины!
У меня от вас морщины!

Это я совсем недавно открыла для себя мир поэзии Анастасии Орловой. Но эта талантливая мама уже хорошо известный поэт, она автор не одной книги для детей и, я бы добавила, взрослых. Талантливый поэт пишет для людей всех возрастов. Я давно вышла из детского возраста, но каждое стихотворение приносило мне радость и удивление. Читайте стихи А.Орловой, они продолжают лучшие традиции отечественной детской литературы, берущей свое начало от К. Чуковского, Я. Маршака, А. Барто и других наши лучших детских поэтов.

О.Г. Варпаховская