«Вместе с семьей с первых шагов родительства»


28 марта в городе Бронницы в Гимназии им. А.С. Пушкина проходил всероссийский семинар-стажировка по обмену инновационным опытом организации системы поддержки детей в муниципальных образованиях, в рамках конкурса «Города для детей», организованного Фондом поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации и Ассоциацией малых и средних городов России. К участию в семинаре нас пригласили наши партнеры МДОУ «Вишенка» — Центр ранней помощи для детей с ограниченными возможностями здоровья.

О.Г. Варпаховская выступила с докладом «Вместе с семьей с первых шагов родительства». Она поделилась опытом работы нашего проекта «Зеленая дверца» в общедоступном  пространстве досуга, психолого-педагогической поддержки, просвещения, «способствующих повышению качества жизни и улучшению условий воспитания детей» от рождения до трех лет.

Наша работа, которую мы представили в докладе, показала, что желая создать лучшие условия для воспитания детей, начиная с самых маленьких, мы должны окружить вниманием и заботой не только малышей, но, в первую очередь, их родителей, осваивающих новую, не привычную для них роль мамы и папы.  

Если в момент рождения ребенка его семья в вопросах соматического здоровья малыша может быть уверена в том, что может опереться на хорошо отлаженную систему медицинской помощи, то в вопросах психологического развития ребенка родители оказываются практически беспомощными.

Они остаются один на один  со своими сомнениями, тревогами и противоречивыми советами. Их родительских компетенций бывает недостаточно, чтобы найти ответы на тревожащие их вопросы, а младенчество и раннее детство —  фундаментальный, важнейший, период развития человека, именно в это время малыш в буквальном смысле встает на ноги, осваивает речь, приобретает собственное «Я».

Для нас было важным подчеркнуть, что пространство семей с детьми до трех лет должно быть общим пространством для всех категорий семей, как это происходит в реальной жизни; чтобы родители могли найти себе друзей, и тем самым разорвать тревожащий круг тесной изоляции, почувствовать себя увереннее, не вариться в собственном соку.  А дети и мамы детей с ограниченными возможностями здоровья могли бы почувствовать себя людьми с неограниченным потенциалом развития, что их особенности не закрывают им возможности быть равноправными членами общества, имеющими свое место в окружающем их мире. «Зеленая дверца» — модель именно такого общества, где уважение, принятие, взаимопомощь постигается ребенком с первых дней жизни и поддерживается их родителями.

Поддержка семей всех категорий: и полных, и неполных, кровных и приемных, многодетных и др. позволяет в гостеприимном, эмоционально защищенном пространстве «Зеленой дверцы», уютно расположиться взрослым, просто отдохнуть и почитать; детям —  открывать мир людей и вещей. Это происходит благодаря и общим правилам безопасности.

Разговор о правилах, границах помогает детям и родителям понять важность социальных правил для обеспечения безопасности личности, уважения желаний другого человека, принятия различий и, благодаря принятым общим правилам, умению в общественном пространстве находить возможности реализовать свои желания не в ущерб другому. Малыши и мамы, посещающие «Зеленую дверцу», твердо знают и следуют главному принципу этого места – здесь должно быть хорошо тебе, но и другому тоже.

Опыт принятия социальных правил, общения с другими детьми и взрослыми очень важно получить до того, как ребенок поступит в детский сад, потому что такой опыт позволит семье без тревог подготовить ребенка к посещению детского сада, а детям легче  адаптироваться в детском саду.

В докладе мы старались подчеркнуть, что комплексное общедоступное пространство для семей с детьми до трех лет является  не только местом, где происходит адаптация детей к социальной жизни прямо с рождения, а так же местом, где родители находят себе союзников в борьбе с теми ежедневными трудностями, с которыми они сталкиваются вместе со своими детьми. Здесь они приобретают навыки взаимопомощи, и каждая мама в трудную минуту знает к кому обратиться. Она не остается одна.

Открытость пространства  всем семьям с детьми до трех лет без разделения на категории способствует толерантности отношений между людьми, росту доверия, профилактике асоциального поведения.

Особенно подробно в докладе мы остановились на развитии речи малышей. Развитие человека происходит благодаря развитию словесной коммуникации.  В пространстве «Зеленой дверцы» родители, благодаря участию специалистов, начинают уделять качеству словесной коммуникации с ребенком больше внимания. Наблюдая за своим младенцем, внимательно слушающим обращенную к нему речь специалиста, родители убеждаются в важности словесного общения, и что даже, когда малыш не говорит еще сам, с ним можно выстроить диалог — залог полноценного развития личности, основы его самоуважения. Ведь пока малыш не говорит словами, его можно понять, внимательно вглядываясь в его мимику, позу, направление движения, особенности плача. Полученный на его невербальный вопрос словесный ответ – главный стимул, который получает ребенок к его желанию овладеть самостоятельной речью. Не ошарашивание малыша потоком непонятных слов, а ответ на его невербальный вопрос, словестное объяснение того, что с ним в данный момент происходит – это то, что необходимо для развития речи самых маленьких, предотвращения задержек речевого и общего психологического развития.

Основной вывод нашей многолетней работы в пространстве «Зеленой дверцы»  — создание пространств взаимоподдержки, доверия, уважения человека к человеку с самых первых дней жизни малыша — лучший путь к детским сердцам. Основу этого пространства доверия и любви могут создать мамы и папы, слово за словом, шаг за шагом, а наш профессиональный и гражданский долг поддержать их на этом трудном, но прекрасном пути.  

Наш доклад был поддержан и участниками и организаторами семинара. Значит будем вместе работать дальше.