Зачем малышам и их родителям «Зеленая дверца»?

Существовала некогда пословица,

Что дети не живут, а жить готовятся.

Но вряд ли в жизни пригодится тот,

Кто, жить готовясь, в детстве не живет.
                   С. Маршак.   

Дорогие друзья «Зеленой дверцы»!

Рассказывая в предыдущей публикации о том, что же происходит за «Зеленой дверцей», мы закончили на том, что только что родившийся малыш, и даже еще  развивающийся в утробе матери ребенок, уже формируется как человек, которому предназначено постигать себя и мир в каждую минуту своей жизни. И то, как он проживает эту минуту своей жизни, благодаря окружающим его людям,  и в первую очередь его родителям, то  и станет его багажом, опорой на каждом новом этапе его жизни.

Мы писали, какое важное значение раннее развитие речи малыша имеет для его психического развития, развития детско-родительских взаимоотношений. Писали о том, что правильная развитая речь, развитию которой в «Зеленой дверце уделяется большое внимание, не только помогает успешно общаться и взаимодействовать с близкими людьми — родителями, родственниками, друзьями, но  и позволяет ребенку приобрести и другие  навыки, которые ему будут опорой для дальнейшего познания себя и мира.

Родители часто спрашивают, а как подготовить ребенка к стремительно меняющейся современной жизни? К чему сейчас готовить ребенка, чтобы это пригодилось ему в будущей жизни?  Сейчас специалистами доказано, что, кроме привычных нам профессиональных навыков, для успешной работы в любой области знаний требуются надпрофессиональные навыки.  Это те навыки, на которые стали обращать особое внимание в XXI веке. Эти навыки, мягкие или гибкие, как их называют, закладываются в раннем детстве и, прежде всего,  связаны с четырьмя ключевыми компетенциями «4К».

Навыки «4К», такие необходимые во взрослой жизни малыша, закладываются именно в раннем возрасте, а в более позднем — приобретаются с большим трудом. В пространстве «Зеленой дверцы»  малыши имеют возможность осваивать эти необходимые компетенции. С одной из них мы вас уже познакомили в предыдущей публикации – это коммуникативные навыки. В «Зеленой дверце» учатся общаться  не только  с мамой и близкими родными людьми, но и другими детьми и взрослыми, слышать собеседника, договариваться,

Вторая компетенция — критическое мышление — способность критически оценивать информацию, поступающую извне, анализировать её видеть причинно-следственные связи, отбрасывать ненужное и выделять главное, делать выводы.  Пространство «Зеленой дверцы» ее структура и правила способствуют освоению и этой компетенции.  Здесь ребенок учится самостоятельно решать свои проблемы, рассчитывать свои силы и находить свои решения.  Вот маленький пример.  В «Зеленой дверце» есть горка, с которой любят скатываться малыши. Дети и мамы знают, что есть такое правило, что на горку дети забираются и съезжают с нее самостоятельно, без помощи маминых рук.  Вот малыши в возрасте 1 год и 2-3 месяца подходят к горке.  Они оба пока не решаются забраться на горку самостоятельно. Оба внимательно наблюдают за детьми постарше, ловко забирающимися на горку. Один, постояв так немного, уходит и начинает заниматься чем-то другим, а другой, решительно напрягая тело, вскарабкивается наверх и с необыкновенно счастливыми глазами храбро с нее скатывается. Мама, стоящая рядом, сопровождает этот подвиг сына такими словами: «Я не могла и подумать, что он это сможет». А сын повторяет свой подвиг снова и снова, совершенствуя и совершенствуя свои движения.

Третья компетенция — координация — способность работать в команде, брать на себя как лидерские, так и исполнительские функции, распределять роли, контролировать выполнение задач. Вы скажете, какие исполнительские задачи, какая работа в команде у годовичков и даже двухлеток? Здесь в «Зеленой дверце» они учатся видеть того, кто рядом, взаимодействовать так, чтобы открыть для себя радость от того, что тебя не ударили, не оттолкнули, а пригласили в домик или вместе возить паровозики.

И, наконец, креативность — умение нешаблонно мыслить, находить неожиданные решения проблемы, гибко реагировать на происходящие изменения. В «Зеленой дверце», как это ни парадоксально,  мы, принимающие, креативности  учимся у малышей.  Поскольку мы не требуем собирать пирамидку по шаблону, то какие только формы ни приобретают разноцветные колесики, нанизанные на стержень. А какие ассоциации возникают у малышей, когда они рассматривают новый для них предмет, которому они дают свое название. Остается только удивляться, почему ты не увидел такой ассоциации с предметом, который для тебя уже имеет однозначное определение. Сразу вспоминаешь книгу К. Чуковского «От двух до пяти».  Только мы теперь подмечаем, что нынешние малыши начинают удивлять на много раньше.  Главное, это поддерживать их незамыленное видение, не забывать самим, что наш мир далеко не однозначный.

Безусловно, что надпрофессиональные навыки становятся все более и более востребованы  и потребность в них становится ещё сильнее. Технологии развиваются так стремительно, что полученные нами знания очень быстро устаревают. Поэтому ценным становится не тот работник, который когда-то много всего выучил, а тот, кто умеет быстро учиться, эффективно приспосабливаться под новые условия и находить нестандартные решения. Кроме того, успех всего проекта часто зависит от взаимопонимания в команде.

Все это постигают наши малыши в «Зеленой дверце», где они открывают себя среди других детей и взрослых, радость каждой минуты жизни и находят здесь в эти минуты те опоры, которые  помогут им жить не только сейчас, но и в будущем.