112 лет со дня рождения Франсуазы Дольто

Дорогие друзья!

 06.11.1908г. в Париже родилась Франсуаза Дольто.  Сегодня  мы хотели бы  снова обратиться к ее жизни и тому наследию, которое она оставила нам, тем, кто изучает ее теорию и практику и ко всем нам, родителям, которые делают свое главное дело на Земле – открывают наш мир тому, кто делает в нем свой первый вздох, слышит свой первый крик, мамину колыбельную и начинает сознавать других и себя.

Франсуаза родилась четвертой  в семье, насчитывающей семь детей. События и впечатления детства сыграли значительную роль в судьбе Ф. Дольто. Наблюдательная по природе Франсуаза старалась вникнуть во взаимоотношения детей и взрослых. Ее очень огорчало, что многие взрослые не слышат и не хотят слышать детей.  Вместе с отцом она сконструировала простенький радиоприемник и по вечерам слушала мир. «Радиоволны напоминали мне сердечные волны между людьми, как круги, расходящиеся по воде, от камня, брошенного в воду».

Ее спрашивали: «Почему ты хочешь слушать других?» Она отвечала: «Потому, что я чувствовала, что это то добро, которое я могла творить». Желание творить добро и детские наблюдения предопределили ее решение стать врачом-воспитателем.

«Врач-воспитатель? Что это за профессия?» — спрашивали ее. Она отвечала, а ей было тогда 14 лет: «Я не знаю, что это такое, но это очень важно. Дети могут болеть не только от бактерий, а еще от других вещей, находящихся внутри нас». В последствии она писала: «Я верила в науку, но не в науку докторов, а в науку человека. В науку межличностных отношений. Нужно соединить науку и язык. Речь идет о понимании». «У меня была идея помочь родителям воспитывать и понимать своих детей». «И здоровье,  и болезнь — это результат межличностных отношений, складывающихся между детьми и взрослыми», не уставала повторять Ф. Дольто. «Когда есть слова, чтобы высказаться, ребенок, связанный с родителями и являющийся их детектором, не нуждается в том, чтобы переводить на язык болезней результаты воздействия родителей, которые от чего-либо страдают».

Объясняя, как детские ее наблюдения помогли ей увидеть связь воспитания с болезненными проявлениями ребенка, Ф Дольто приводила случай, произошедший с ее младшим братом  Филиппом: «Однажды случился жуткий скандал между гувернанткой и кухаркой, которая бранясь и ругаясь,  ворвалась в детскую комнату, где Филипп ел свою кашу. Через некоторое время малыша стошнило. Мать, обеспокоенная состоянием здоровья сына, вызвала врача. Врач прописал ребенку постельный режим и голодную диету, от которой Филипп очень страдал, т.к. был абсолютно здоров и хотел есть.

Франсуаза была удивлена тем, что доктор не поговорил с мальчиком, не успокоил его и не спросил, что произошло в тот момент, когда он почувствовал недомогание.

А все очень просто. «Дети существуют в унисон с близкими им людьми, в одном эмоциональном пространстве. Чтобы сравняться с эмоциональным уровнем своей гувернантки, в то время как кухарка извергала поток ругательств, Филипп изверг из себя то, что имел».

В 16 лет, несмотря на категоричные протесты матери, Франсуаза заканчивает курсы медсестер, а затем становится  студенткой медицинского факультета. Во время учебы, включающей обязательную практику в медицинских учреждениях, в том числе и в детских отделениях, где она сталкивалась с пациентами, имеющими психические расстройства, она, к своему ужасу, поняла,  как нельзя работать. Врачи не вглядывались в детей, не устанавливали с ними словесный  контакт, они быстро ставили диагноз — неисправляемый дебил, поместить в исправительное учреждение».

Потребность в словесном контакте с ребенком, сопровождающая ее с детства,  поставленная  цель быть врачом-воспитателем,  привели ее в общество психоаналитиков. Она так объясняла необходимость своего анализа своему аналитику: «Я сочту свой психоанализ законченным, когда я смогу слушать пациента не погружаясь в собственные мысли».  

Закончив учебу и вооружив себя умением слушать себя и другого,  Ф. Дольто в конце 1939 года начинает свою работу детского терапевта в одном из лечебных учреждений Парижа. В это время она знакомится с доктором  И. Дюма, методы работы которого резко снизили уровень смертности среди новорожденных в одной из городских больниц.  В чем же заключался метод доктора И. Дюма?  Доктор предписал каждому медицинскому работнику говорить с детьми спокойным приятным тоном по часам: 5 минут утром, 5 минут днем и 5 минут вечером, не проводя при этом никаких лечебных процедур. Словарь такого общения с детьми был нехитрым: папа, мама, имена других родственников, заверения, что все малыши скоро поправятся и пойдут домой. При этом детей брали на руки, баюкали. Это было смешно для врачей, которые привыкли ощупывать, осматривать, давать лекарство. Очень ослабленных детей не вынимали из  кроваток, с ними общались стоя рядом, так, чтобы малыш видел того, кто с ним разговаривает. За месяц такого необычного опыта детская смертность резко упала.

Накопив обширный практический опыт,  Ф. Дольто начинает работать над теорией бессознательного образа тела. Ф.Дольто первая показала насколько человеческое существо, с первых дней своей жизни,  стремится к самоутверждению через речевое общение с окружающим миром. Если мы беседуем с ребенком о нем самом, о том, что с ним происходит, о том, что происходит вокруг него, желая донести до него эту информацию, он нас обязательно услышит. Если ребенку, страдающему после родов, объяснить, что с ним произошло и будет происходить, его состояние не усугубится. И, наоборот, если мы ему ничего не объясним,  его состояние усугубится.

В работе Ф. Дольто «Одиночество» описан случай с ребенком, который ко времени встречи с Ф. Дольто провел три недели в доме малютки (французский вариант нашего дома ребенка для детей сирот). В это время он отказывался есть, кричал, стонал, ходил под себя,  его рвало, взгляд был блуждающим. Двухлетний ребенок походил на 9-месячного. Ф. Дольто удалось установить с ним контакт, слушая ее,  мальчик всхлипывал, переживая расставание с матерью, пристально глядя в глаза доктору. Ф. Дольто объяснила ему его тяжелое положение и сказала  что ему одному ведомо, как он выжил. Ребенок повел себя более спокойно, когда она выдвинула следующую гипотезу, объясняющую его настоящее положение: из-за сыновней любви к матери, давшей ему жизнь, но покинувшей его, он порицает не только ее, но и весь окружающий мир, считая его не менее жестоким.  В глазах ребенка отразилось изумление, когда он услышал следующее: «Твоя мама оставила тебя, чтобы  здесь ты был менее несчастным без нее, чем с ней». Сказав это Ф. Дольто почувствовала, что затронула в нем что-то. С этого времени энурез и рвота прекратились, взгляд стал осмысленным, поведение более спокойным, ребенок стал улыбаться и прибавлять в весе.

Последние годы, работая в клинике Труссо, Ф. Дольто принимала детей-инвалидов, которые страдали не столько телесно, сколько духовно и имели коммуникативные проблемы развития.  Большинству врачей такие дети казались очень тяжелыми пациентами,  и они терялись в догадках о том, как им помочь. Что руководило Ф.Дольто, когда она бралась за их лечение? Наверное эта была глубокая вера в того  с кем она работала, вера в ребенка, которому она хотела помочь.

В результате своей работы Ф. Дольто пришла к выводу, что психозы наблюдаются у детей гиперраннего развития, одаренных, которых никто не смог понять. «Может психотичные дети, побывавшие у меня на приеме, настолько умнее меня, что я не смогла их понять на своем интеллектуальном уровне», — говорила она на психоаналитическом семинаре в Монреале в 1986 г.

Работы Ф. Дольто — образец счастливого сочетания  практической работы и научного ее осмысления. И именно в таком порядке. Прежде всего,  практическая работа, направленная на поддержку и просвещение родителей, когда она участвует в радиопередачах французских каналов  «Европа 1» и «Франс Интер» и отвечает на вопросы слушателей.  Передачи пользовались большой популярностью. Эта работа позволяла Ф. Дольто вести прямой диалог с родителями и говорить об  их конкретных трудностях.

В 1979 году вместе с небольшой группой коллег Ф.Дольто создаёт Зелёный дом, место ранней социализации, где ведут разговор, играют, вырабатывают менее драматический взгляд на вещи малыши от рождения до трех лет и их родители. Благодаря слушанию и слову, «ребенок возвращается к реальности, к её живым силам. Он вновь обретает своё самое драгоценное достояние: уверенность в собственной значительности, и эта уверенность даёт ему необычайную способность адаптироваться к любой ситуации».

Дольто также говорила: «Будучи местом встреч, общения и социализации, Зеленый дом является тем пространством и временем, где поступки детей обретают смысл. Место, где жизнь и желание другого встречают радушный приём. Работе с малышами, в том числе и с грудными,  Франсуаза Дольто уделяла огромное внимание, ибо в ней она видела средство профилактики расстройств, проявляющихся позднее.

Уже будучи тяжело больной, в последние годы своей жизни,  Ф. Дольто не оставляла своей работы в Зеленом доме.

Сама Дольто писала о себе: «Меня привлекала работа не с пациентами психиатрических клиник, а в гуще жизни. Педиатрия, ориентированная на трудности характера, на подсознательные семейные социальные проблемы, а не на бесчисленные функциональные расстройства».

«Я любила людей — вот и все, детей и взрослых я любила одинаково. Я люблю детей за то, что они люди. И за то же самое люблю их растерянных родителей».