3 октября 2014г. в «Зеленой дверце» прошел Круглый стол

092014100JPG

3 октября 2014г. в «Зеленой дверце» прошел Круглый стол «Зеленая дверца» в дошкольное образование: почему она нужна не только детям, родителям, но и обществу, и государству. Год спустя».

092014165JPG

Присутствовали педагоги, психологи, психотерапевты,  родители – все, кого интересует образование детей не просто дошкольного возраста, а самых маленьких – детей раннего возраста.  Заинтересованность  в дискуссии на тему раннего детства проявил и, принявший участие в работе круглого стола, депутат  московской городской думы А.Е. Клычков.

0c2bd6a9edbb67a5bfe5436b3a2afc74

Собравшиеся говорили, что озвученное мнение московского руководства о том, что  дети раннего возраста нуждаются только в том, чтобы за ними присматривали и ухаживали, вызывает необходимость осмыслить, что же все-таки нужно детям младенческого и раннего возраста.

Спор о  раннем развитии идет давно: оно нужно или нет. Только необходимо прояснить предмет спора. Если речь идет о том,  что нужно  ускорять развитие детей раннего возраста методами, отработанными для более старших детей, то, конечно, нет. Нужно ли относиться к детям раннего возраста только как  к объектам ухода и присмотра – тоже нет.  К такому выводу пришли все  обсуждавшие эту тему специалисты.

092014156JPG

Так что же нужно, чтобы этот критический период человеческого развития, его фундамент был полноценно пройден нашими детьми? Ведь оттого,  чем наполним мы жизнь наших малышей будут зависеть и их дальнейшее образование в дошкольных учреждения и школах, их умение выстроить отношения и с родителями, и со сверстниками, как пройдет их подростковый период , да и в целом, как они будут относиться к жизни и окружающим их    людям.

092014160JPG

Опыт работы «Зеленой дверцы» в течение 19 лет показал, что специфика младенческого и раннего возраста такова, что познания малышом мира происходит иначе, чем у детей после 3-х лет. Развитие ребенка раннего возраста происходит не путем поглощения порции знаний, приготовленной кем-то из взрослых, ставящих во главу угла интеллектуальное развитие.  В раннем возрасте в первую очередь ребенок познает себя, свое место в семье, свое место среди других людей, пространство вокруг себя. Он учится контактировать с другими людьми: сначала в присутствие тех, кому он доверяет, затем расширяя пространство социальных контактов. Все это пища для развития и интеллекта, и эмоциональной сферы ребенка. На этом этапе развития для малыша необходима спонтанная игра, которая развивает воображение, так необходимое для развитие творческой личности.  Определенные социальные ограничения, вводимые принимающими детей и родителей специалистами Зеленой дверцы, всегда  готовыми прийти на помощь и ребенку и его родителям, позволяют малышу начать выстраивать безопасную картину мира, которая в дальнейшем  будет пополняться необходимыми знаниями о мире людей и вещей, а родителям иметь возможность обсудить волнующие их темы.

Именно взаимодействуя, в присутствии матери, с другими детьми и взрослыми, ребенок развивает доверие к себе и учится доверять другим, приобретает возможность слушать и слышать другого, что позволит ему в дальнейшем делать и собственные открытия, и принимать готовое знание. Принять знание, которое ребенок готов получить, и уметь повторить то, что от ребенка хотят услышать – это не одно и то же.  Меняется и отношение родителей к своему ребенку, к окружающим их детям. Они начинают видеть  и в своем ребенке, и в ребенке, находящимся рядом с ним, равного, стремящегося к полноценному диалогу человека, что и становится основой самоуважения и уважения к другим.

DSC01329JPG

В заключении присутствующие приняли решение использовать все  способы донесения важности создания такой формы социокультурного пространства для детей от 0 до 3-х лет и их родителей, которое позволяло бы создать необходимые условия развития детей раннего возраста. Такая форма, по модели центров ранней социализации Ф.Дольто Зеленый дом, была успешно опробирована Зеленой дверцей. Будет ли это в сфере образовательной системы, или социальной защиты – это не столь существенно. Главное,  что такие комплексные центры (клубы) для детей младенческого и раннего возраста и их родителей были бы местом  первого знакомства ребенка с окружающим его миром, местом профилактики отклонений в физическом, психическом и социальном здоровье детей, профилактики семейного неблагополучия,  местом доброжелательной культуры отношений людей, предупреждением агрессии и насилия в обществе. Такие центры (клубы)  нужны не только для тех детей, которые не ходят в ясли или ясельные группы, но и для поддержки тех детей и их родителей, которые начали ходить в ясли, но нуждаются в смягчении адаптации к нахождению в том или ином учреждении без родителей. Для этого они должны быть открыты и в выходные дни.