Еще о звуках, окружающих малыша.

о звуках

В предыдущей публикации мы приводили отрывок из книги Я. Корчака «Как любить ребенка» о том, какую серьезную работу проводит малыш, выделяя из разнообразных звуков и шумов звуки членораздельной речи.

А другие шумы и звуки? Каково их воздействие на ребенка? Если они пугают ребенка, то всякая интеллектуальная работа по изучению звуков родного языка прекращается.

Сегодня мы предлагаем вам рассуждения Ф. Дольто, которые изложены в, недавно вышедшей на русском языке, книжке «Заповедный мир детства».

Мы часто стараемся отвлечь ребенка от неприятного и пугающего. У Ф. Дольто другой подход: не уходить от источника страха, а назвать его. Страшный, пугающий, непонятный звук обращается в слово, вышедшее из уст матери, «омаминое» слово. То, что введено в речь — перестает быть непонятным и устрашающим.

 

 

«В обществе, где мы живем, нас по всюду окружают, а иногда и преследуют звуки и шум.

Нужно сказать , что дома ребенка пугают шум пылесоса, жужжащих электроприборов и шум воды из бачка в туалете. Для того чтобы предупредить или унять эти страхи, есть только один способ – взять ребенка на руки и объяснить ему: «Знаешь, тот шум, который тебе так не понравился, — это шум пылесоса, воды и т.д.», то есть присвоить этому шуму название. «Пошли, ты сам посмотришь».

А если ребенку несколько недель от роду?

Да, хоть неделя или две, все то же самое! Пускай мама подержит малыша на руках и даст ему послушать все эти звуки. Тогда они «омамятся», и ребенок перестанет бояться.

Все, что «омамилось» в жизни ребенка, в семейной жизни, придает ему уверенности. Потому что все это относится к сфере близости с мамой. Нужно сказать, что ребенок боится гудения пылесоса, потому что он его слышит обычно в те минуты, когда мама мечется, беспокоится, торопится: уборка – скучная работа, но маме приходится этим заниматься. А ребенок все время ощущает напряжение. Все, что связанно с этим маминым занятием, внушает ему страх, особенно если раньше, когда он был совсем маленький, он не видел, как мама убирает, не понимал, что это часть ее обычной повседневной жизни.

А еще есть шум сирены. Если мама с ребенком на улице, пускай возьмет его на руки при первых звуках сирены. Сирена антифизиологична. Некоторые дети, услышав сирену, морщатся и бледнеют от страха. Но если мама их успокоит, посмотрит им в глаза и скажет: «Ничего страшного, это называется сирена. Не бойся. Мама здесь! Мама здесь!», страх пройдет навсегда. Какую бы сирену или гудок не услышал ребенок в дальнейшем, он не испугается. Нужно только принять меры предосторожности в первые разы.

Что до шума воды в туалете, ребенок несколько опасается за судьбу своих какашек: ему кажется, что это по-прежнему часть его самого, он боится, что когда-нибудь случайно сам может бесследно исчезнуть вместе с ними. Как будто звук увлекает малыша за собой. Так же некоторые дети приходят в ужас, когда вода с шумом выливается из ванны: они как будто боятся, что сами утекут с водой. Все это нужно облекать для них в слова, пока они еще не готовы на это смотреть, а потом и дать им понаблюдать. Тогда они очень быстро к этому привыкнут.

Главное – никогда не смеяться над ребенком, который боится шума. Никогда не говорить ему: «Какой ты глупый! Это же пылесос».

Ребенок стремится все знать. Нужно объяснить ему при помощи слов, что это за шум, и успокоить его».

 

Ф.Дольто «Заповедный мир детства», 2015, Стр.501-503