Это очень важный день для «Зеленой дверцы» и ее друзей. Мы снова встречаем своих постоянных посетителей: повзрослевших, посвежевших, загоревших и даже заговоривших. Мы рады будем встретиться и с теми из вас, кто придет в «Зеленую дверцу» первый раз. Откроет для себя ее пространство, новых друзей, больших и поменьше, все посмотрит, потрогает, может быть, чему-то удивится.
«Зеленая дверца» в чем-то младшая сестра детского сада. Поэтому сегодня мы публикуем для вас текст о «Зеленой дверце» и ее старшем брате — детском саде.
Как правило, большинство родителей говорили о том, что никак не могли подобрать садик их мечты. А в тех редких случаях, когда мамы (как правило, состоятельные) находили то, что нужно, вынуждены были констатировать, что ребенок тоже часто не хочет ходить в садик, ревет по утрам и болеет.
Возможно, поэтому никак не найдет мама любящую ее ребенка воспитательницу. Может быть, важно понимать, что воспитательница главным образом должна ответственно относиться к своим обязанностям?
«Группа раннего возраста теперь начала принимать детишек от 2 до 2,5 лет. Сначала они гуляют на улице вместе с мамами, папами, бабушками. Дети играют, бегают, знакомятся с воспитательницей. Потом приходит пора познакомиться и с группой, только уже без мамы. Кто-то идет к игрушкам, кто-то цепляется ко мне, некоторые даже начинают взаимодействовать друг с другом: отнимают игрушки, толкаются, приглядываются. Воспитательница тоже наблюдает, думает, как каждому помочь. Для некоторых кажется невозможным такая ситуация и они ложатся на пол (двойняшки мальчики) и со стороны кажется, что они заняли положение как у мамы в животе: почти слиплись друг с другом, коленки поджаты, у одного палец во рту, глаза закрыты. Вошли в такое состояние, когда было безопасно вместе с мамой. (Когда сказать не можешь, тело говорит за тебя?). Лежат и прислушиваются — опасно — не опасно. Приглядевшись к обстановке, один из них встает и начинает интересоваться происходящим. Через какое-то время, удостоверившись, что опасности нет, подходит к брату, поднимает его (кажется, что тот только и ждет этого) и уже вместе начинают осваивать пространство. Легко ли быть ребенком? Попробуй-ка представить себя на их месте — не получится. На всю свою жизнь я запомнила, как потерялась на несколько минут. Ужас охватывает тебя космический. Нужно ли говорить с ребенком, о том, что с ним происходит? Как говорить?»
— Вы хотите положить его спать? — спросила я.
— Конечно, — ответила мама явно раздраженным тоном, — нас направили сюда для того, чтобы я могла подготовить сына к саду. Говорили о важности соблюдения режима дня, а у вас некуда положить ребенка. Мальчик тут же воспользовался случаем, выскользнул из маминых рук и побежал играть.
— Да, здесь трудно организовать сон, но мы можем поговорить о том, что вас волнует, пока ваш сын играет и явно не хочет спать.
И мама начала рассказывать, постепенно успокаиваясь. Она обратилась к специалистам по совету воспитателей, так как ее мальчик 2-х с половиной лет, впервые пошедший в садик, совершенно отказывался от еды. А если все-таки его начинали кормить воспитатели, его рвало, и рвота была достаточно серьезной. Необходимо было решить эту проблему, потому что в противном случае он не мог посещать садик. «А я не могу сейчас не водить его в садик, у меня у самой очень серьезные проблемы», — говорила мама. Оказалось, в тот момент у нее проходил бракоразводный процесс с мужем, с которым она прожила в браке 5 лет. В этом браке она воспитывала сына мужа от первого брака и их общего ребенка, с которым и пришла в «Зеленую Дверцу». В своей сбивчивой речи она постоянно повторяла, что муж ушел и «украл» у нее «старшего сына». Женщина особенно подчеркивала, что очень привязалась к сводному брату ее сына, очень любит его и боится, что муж украдет у нее и их общего с мужем сына. Слушая эту маму, я понимала, что ее тревога, реально обоснованная или нет, переполняет ее и чутко воспринимается ее маленьким сыном. Она отводила ребенка в садик, когда вся ее душа боялась разлуки с ним. И ребенок этой разлуки боялся. Об этом мы и говорили. Не один день. Эта мама приходила несколько дней подряд и каждый разговор, который она сама начинала, позволял ей понемногу освобождаться от своей чрезмерной тревоги. Она уже понимала, что дневной сон по часам в данном случае мало поможет мальчику. Что, как бы ни сложились ее отношения с отцом ребенка, она готова признать, что он любящий отец, а она – любящая мать. И в их драматической ситуации совсем не обязательно увеличивать страдания ребенка, которого оба любят. Тревога мамы постепенно ослабевала, мама стала более реально относиться к сложившейся ситуации, мальчик опять пошел в садик. По словам мамы, теперь он ходит в садик хорошо.
Проблемы адаптации к детскому саду часто заслоняют ту позитивную роль, которую детский сад играет в жизни ребенка. Здесь зарождаются первые товарищеские связи. Детский сад помогает видеть разницу между жизнью в садике и дома. Ребенок знает, что когда он в садике, наступит время, когда мама вернется за ним, и можно будет и посидеть на коленях, и пообниматься, а иногда, как говорят мамы, и покапризничать. А завтра не страшно будет снова идти в сад. Потому что малыша ждет его воспитательница, другие дети, с которыми тоже бывает интересно, можно будет и порисовать, и полепить, и поссориться, и помириться. И еще переделать кучу разных дел и узнать много нового и интересного. Детский сад поможет укрепить веру в себя и сделать шаг вперед, повзрослеть.
Использованная литература: «Слово за слово. Беседы с детьми и о детях в «Зеленой дверце» » / Под ред. О.Г. Варпаховской. – М, 2007.С. 55-61.