И вот опять 1 сентября


Это очень важный день для «Зеленой дверцы» и ее друзей. Мы снова встречаем своих постоянных посетителей: повзрослевших, посвежевших, загоревших и даже заговоривших. Мы рады будем встретиться и с теми из вас, кто придет в «Зеленую дверцу» первый раз. Откроет для себя ее пространство, новых друзей, больших и поменьше, все посмотрит, потрогает, может быть, чему-то удивится.

1 сентября – это день, когда все мы вспоминаем детский сад, школу, то незабываемое время, в котором происходило что-то очень важное, во многом определяющее всю нашу дальнейшую взрослую жизнь.
«Зеленая дверца» в чем-то младшая сестра детского сада. Поэтому сегодня мы публикуем для вас текст о «Зеленой дверце» и ее старшем брате — детском саде.
Находясь в «Зеленой дверце», часто можно услышать, как мамы говорят своим детям: «Смотри, какой детский садик». Мы всегда замечаем: «Нет, «Зеленая дверца» не детский садик. Она немножко похожа на детский сад тем, что там тоже находятся дети, взрослые, которые могут оказать помощь, когда ты будешь в ней нуждаться, но в детском садике ты будешь без мамы».
Конечно, этими словами не исчерпывается разница между двумя домами: детским садом и «Зеленой дверцей». Но самое главное сказано. В «Зеленой дверце» ребенок, пребывая среди других детей и взрослых, находится вместе с мамой. Наверное, поэтому, когда заходит речь о детском саде, прежде всего, поднимается тема: как он (она) без меня? И не только он без меня, но и, сначала неявно, а потом все откровеннее: как я без него, хотя бы на время?
Родители, решившие, что их детям пора посещать детский сад, часто рассказывают о том, как подыскивают сад, – естественно, хороший: чтобы к школе хорошо готовили, а воспитательница была душевная и любила детей.
Как правило, большинство родителей говорили о том, что никак не могли подобрать садик их мечты. А в тех редких случаях, когда мамы (как правило, состоятельные) находили то, что нужно, вынуждены были констатировать, что ребенок тоже часто не хочет ходить в садик, ревет по утрам и болеет.
Ф. Дольто, когда задумывала свой Зеленый Дом, по модели которого и открылась наша «Зеленая Дверца», создавала промежуточное место: между детским садом и отчим домом. Потребность в таком пространстве для детей раннего возраста состоит в том, что детский сад – образовательное учреждение. Это его основная задача. Воспитательница не может быть любящей мамой и не должна занимать место, которое отведено матери.
Возможно, поэтому никак не найдет мама любящую ее ребенка воспитательницу. Может быть, важно понимать, что воспитательница главным образом должна ответственно относиться к своим обязанностям?
Воспитательница – это человек, которому мы доверяем ребенка, но не можем и не должны требовать от нее любви к нему. Более того, может быть, мы сами невольно заставляем детей тревожиться о том, что в детском саду кто-то будет заменять ему маму, ведь он находится в том возрасте, в котором ребенок еще не имеет твердого представления о месте отца, матери, его самого в семье и обществе. И он отчаянно рыдает, цепляется за мамино тело при расставании, даже болеет, но так или иначе борется за то, чтобы оставаться, как и раньше, со своей мамочкой.
А вот наблюдения воспитателя.
«Группа раннего возраста теперь начала принимать детишек от 2 до 2,5 лет. Сначала они гуляют на улице вместе с мамами, папами, бабушками. Дети играют, бегают, знакомятся с воспитательницей. Потом приходит пора познакомиться и с группой, только уже без мамы. Кто-то идет к игрушкам, кто-то цепляется ко мне, некоторые даже начинают взаимодействовать друг с другом: отнимают игрушки, толкаются, приглядываются. Воспитательница тоже наблюдает, думает, как каждому помочь. Для некоторых кажется невозможным такая ситуация и они ложатся на пол (двойняшки мальчики) и со стороны кажется, что они заняли положение как у мамы в животе: почти слиплись друг с другом, коленки поджаты, у одного палец во рту, глаза закрыты. Вошли в такое состояние, когда было безопасно вместе с мамой. (Когда сказать не можешь, тело говорит за тебя?). Лежат и прислушиваются — опасно — не опасно. Приглядевшись к обстановке, один из них встает и начинает интересоваться происходящим. Через какое-то время, удостоверившись, что опасности нет, подходит к брату, поднимает его (кажется, что тот только и ждет этого) и уже вместе начинают осваивать пространство. Легко ли быть ребенком? Попробуй-ка представить себя на их месте — не получится. На всю свою жизнь я запомнила, как потерялась на несколько минут. Ужас охватывает тебя космический. Нужно ли говорить с ребенком, о том, что с ним происходит? Как говорить?»
«Зеленая дверца» как раз и предназначена для того, чтобы первое расставание с мамой, даже на самое короткое время, было подготовлено и не вызывало ни у мамы, ни у ребенка серьезного стресса. Ведь для того, чтобы процесс адаптации прошел успешно, прежде всего, ребенок должен быть готов к такому расставанию. Часто трудности адаптации малыша к детскому саду связаны с семейными проблемами, которые часто родители и не связывают с трудностями адаптации к детскому саду.
Однажды в «Зеленой дверце» был такой случай. Мама, пришедшая в «Зеленую дверцу» первый раз, пытается уложить сына поспать после обеда. Дети иногда спят здесь, хотя вообще-то сон для ребенка тут не предусмотрен (даже родители у нас иногда спят, притом, что их сон тоже не предусмотрен). Но этот мальчик никак не хотел спать, он вырывался из рук матери с громкими криками, которые и привлекли мое внимание.
— Вы хотите положить его спать? — спросила я.
— Конечно, — ответила мама явно раздраженным тоном, — нас направили сюда для того, чтобы я могла подготовить сына к саду. Говорили о важности соблюдения режима дня, а у вас некуда положить ребенка. Мальчик тут же воспользовался случаем, выскользнул из маминых рук и побежал играть.
— Да, здесь трудно организовать сон, но мы можем поговорить о том, что вас волнует, пока ваш сын играет и явно не хочет спать.
И мама начала рассказывать, постепенно успокаиваясь. Она обратилась к специалистам по совету воспитателей, так как ее мальчик 2-х с половиной лет, впервые пошедший в садик, совершенно отказывался от еды. А если все-таки его начинали кормить воспитатели, его рвало, и рвота была достаточно серьезной. Необходимо было решить эту проблему, потому что в противном случае он не мог посещать садик. «А я не могу сейчас не водить его в садик, у меня у самой очень серьезные проблемы», — говорила мама. Оказалось, в тот момент у нее проходил бракоразводный процесс с мужем, с которым она прожила в браке 5 лет. В этом браке она воспитывала сына мужа от первого брака и их общего ребенка, с которым и пришла в «Зеленую Дверцу». В своей сбивчивой речи она постоянно повторяла, что муж ушел и «украл» у нее «старшего сына». Женщина особенно подчеркивала, что очень привязалась к сводному брату ее сына, очень любит его и боится, что муж украдет у нее и их общего с мужем сына. Слушая эту маму, я понимала, что ее тревога, реально обоснованная или нет, переполняет ее и чутко воспринимается ее маленьким сыном. Она отводила ребенка в садик, когда вся ее душа боялась разлуки с ним. И ребенок этой разлуки боялся. Об этом мы и говорили. Не один день. Эта мама приходила несколько дней подряд и каждый разговор, который она сама начинала, позволял ей понемногу освобождаться от своей чрезмерной тревоги. Она уже понимала, что дневной сон по часам в данном случае мало поможет мальчику. Что, как бы ни сложились ее отношения с отцом ребенка, она готова признать, что он любящий отец, а она – любящая мать. И в их драматической ситуации совсем не обязательно увеличивать страдания ребенка, которого оба любят. Тревога мамы постепенно ослабевала, мама стала более реально относиться к сложившейся ситуации, мальчик опять пошел в садик. По словам мамы, теперь он ходит в садик хорошо.

Проблемы адаптации к детскому саду часто заслоняют ту позитивную роль, которую детский сад играет в жизни ребенка. Здесь зарождаются первые товарищеские связи. Детский сад помогает видеть разницу между жизнью в садике и дома. Ребенок знает, что когда он в садике, наступит время, когда мама вернется за ним, и можно будет и посидеть на коленях, и пообниматься, а иногда, как говорят мамы, и покапризничать. А завтра не страшно будет снова идти в сад. Потому что малыша ждет его воспитательница, другие дети, с которыми тоже бывает интересно, можно будет и порисовать, и полепить, и поссориться, и помириться. И еще переделать кучу разных дел и узнать много нового и интересного. Детский сад поможет укрепить веру в себя и сделать шаг вперед, повзрослеть.

«Зеленая дверца» помогает родителям и детям не только в преодолении трудностей адаптации ребенка к детскому саду. Она помогает родителям и ребенку расширять представление малыша об окружающем мире еще до занятий в детском саду, посещение «Зеленой дверцы» стимулирует развитие речи в дословесный период ее развития, формирует навыки позитивного общения, знакомит с необходимостью принятия социальных правил. В присутствии родителей все эти необходимые навыки усваиваются детьми легко и свободно. Такой опыт помогает малышу чувствовать себя в детском саду также комфортно, как и в «Зеленой дверце», в которой он находится вместе с родителями, потому что он уже готов к самостоятельности и уверен в том, что его не отдают в незнакомый пугающий детский сад, а он идет туда, где есть товарищи по игре, заботливые воспитатели, и вечером за ним обязательно придет любящая мама, или папа, а может быть даже вместе.
Публикация подготовлена О.Г. Варпаховской и Ю.И. Мухаметшиной.
Использованная литература: «Слово за слово. Беседы с детьми и о детях в «Зеленой дверце» » / Под ред. О.Г. Варпаховской. – М, 2007.С. 55-61.