Первый в России Зеленый дом Ф.Дольто — «Зеленая дверца»

Зеленая Дверца проект сайт++1

«Зеленая дверца» — это новая форма поддержки детей младенческого и раннего возраста и их родителей. Это  первое место в России для детей от 0 до 3 лет и сопровождающих взрослых, основанное на концепции французского педиатра и психоаналитика Франсуазы Дольто. Это — модель общества со специально организованным пространством, правилами и законами, которые уважаются и соблюдаются. Главная цель «Зеленой дверцы”поддержка  ранней социализации, как в семье, так и при переходе от жизни в семье к жизни в обществе, где существует взаимопонимание детей и взрослых, слушающих друг друга; самоуважение и уважение людей, способных жить для себя и для других. Получаемые в «Зеленой дверце» навыки построения равноправных межличностных отношений являются важнейшими факторами  профилактики детских неврозов, серьезных  психических травм. далее…

Открытый 6 января 1979 года в Париже Франсуазой Дольто, вместе с группой ее единомышленников, Зеленый  дом для детей от 0 до 3-х лет и их родителей оказался настолько популярным, что его идею подхватили специалисты не только  во Франции, но и педагоги, психологи, психотерапевты всего мира и, прежде всего, дети и родители. Специалисты  сразу оценили огромные возможности этой формы и для становления личности ребенка раннего возраста, и для профилактики различных психосоматических заболеваний, и, конечно, для адаптации малышей не только к различным детским дошкольным учреждениям, но и к  жизни в обществе в целом. Родители и дети приходили сюда просто потому, «что ребенок привел»,а дети говорили, что  «это место для меня».

За 25 лет, прошедших со дня открытия первого Зеленого дома во Франции, подобные дома были открыты в Бельгии, Канаде, Швейцарии, Италии, Японии, Польше и др. странах. В 1995 году открылся первый Зеленый дом и в России, в Москве – «Зеленая дверца».

Первая команда «Зеленой дверцы» читала работы Ф.Дольто, в 1995 году, только разыскивая их на французском языке и делая свои переводы, вникая в каждую мысль Ф.Дольто, размышляя над ней и формулируя свой проект — «Зеленую дверцу», прежде всего, как место ранней социализации, о которой в 90 годы было мало известно даже профессионалам. Коллеги из женевского «Зеленого дома», друг и коллега Ф.Дольто Вилли Барраль помогали нам проникнуть в замысел Ф.Дольто, почувствовать дух Зеленого дома.

Зеленая Дверца проект сайт++2

В основу проекта «Зеленая дверца» были положены следующие принципы:

1. Это, прежде всего, уважение к ребенку любого возраста, как к полноценной личности.  «В каждом ребенке живет потребность отношения других к нему как ко взрослому. Значит он ждет, чтобы по отношению к нему и вели себя так же, как по отношению к взрослому, и уважали бы так же. И в этом ребенок прав».

2. Принцип самостоятельности. Все что ребенок уже в состоянии сделать сам, он делает сам. В «Зеленой дверце» ребенок сам выбирает, чем он будет заниматься. Кататься на машинке, играть с водой или стоять рядом с мамой и смотреть на других детей. Его ритм и выбор принимается обязательно.

3. Принцип правды. Любая ложь разрушительна. Она особенно травматична для ребенка. Атмосфера лжи всегда приводит к неврозам. «Язык правды спасителен, но труден, потому что приходится смиренно принимать себя таким, как есть, обращаться в себе к самому главному, но при этом не гордиться собой».

4. Принцип терпимости. Прежде всего, в принятии другого мнения. Мы имеем разные точки зрения, но это не мешает нам уважать друг друга. В «Зеленой дверце» есть место каждому и с уважением будет выслушано мнение каждого.

Зеленая Дверца проект сайт++3

Важную роль «Зеленая Дверца» играет в поддержке первых шагов ребенка из семьи в общество.

Когда ребенок посещает «Зеленую Дверцу» перед поступлением в ясли или детский сад, это гарантирует мягкую адаптацию к дошкольному учреждению. Процесс подготовки к неизбежному расставанию с родителями на время посещения сада или яслей здесь течет легко и в естественном ритме, в атмосфере безопасности, благодаря присутствию родителей или других взрослых, которым ребенок доверяет. Опыт общения родителей и детей с другими детьми и родителями помогает и самим родителям в преодолении собственных трудностей, связанных с поступлением их детей в ясли или садик.  Атмосфера эмоциональной безопасности делает этот опыт доступным и для детей с трудностями в общении, а это очень важно для дальнейшей адаптации этих детей в различных детских дошкольных учреждениях.  Эта задача в проекте «Зеленой дверцы» была одной из основных.

Зеленая Дверца проект сайт++4

Не менее важной задачей «Зеленой дверцы» является задача поддержки родителей в нелегкой работе воспитания еще не говорящих малышей.

«Зеленая дверца» позволяет родителю чувствовать себя представителем семьи, использовать время, проведенное в «Зеленой дверце», для свободного диалога и задуматься об отношениях со своими детьми, внутрисемейных отношениях в целом.

«Зеленая дверца» позволяет родителям убедиться в том, что ранняя социализация детей не менее важна, чем забота об их питании, гигиене, обучении. Что именно ранняя социализация позволяет ребенку осознать себя как отдельную личность, имеющую свое уникальное место в родовой цепи и в мире в целом, что возможно только в общении с другими людьми при соблюдении ценностного равенства между ними.

«Зеленая дверца» помогает преодолевать болезненную изоляцию  и — как частое последствие — депрессию молодых матерей. Зеленая Дверца способствует развитию контактов между семьями различных социальных слоев, культур, религий.

Зеленая Дверца проект сайт++5

«Зеленая дверца» — место, где дети и взрослые понимают важность обращенной к ним речи.

Отношение ребенка к обществу, отношение родителей к их ребенку изменяется, как только взрослые понимают, что даже только что родившийся ребенок понимает слова,  которые адресованы ему или ей, что ребенок реагирует на слова, касающиеся его или ее проблемы, или истории семьи. Общение матери и ребенка в Зеленой Дверце среди других детей, взрослых и специалистов помогает матери быть более внимательной и понимать выразительный язык ее ребенка: поведение, игру, повторение слов. Часто именно здесь родители впервые понимают, что ребенок, как и всякий человек, прежде всего субъект своего желания. Выраженное в слове уважение и внимание к тому, что случается с ребенком оказывает значительное влияние. Многие родители говорят о существенных изменениях в поведении ребенка: уменьшении напряженности, лучшем вхождении в контакт, гармонии в семье и в социальных отношениях.

Зеленая Дверца проект сайт++6

Зеленая Дверца обеспечивает профилактику психосоматических расстройств.

Особая организация пространства, работа принимающих способствуют развитию детей и предотвращают или уменьшают психосоматические проблемы: бессонницу, потерю аппетита, трудности речи, пищеварительные расстройства и кожные заболевания, которые часто являются результатом неподготовленной сепарации или конфликтов внутри семьи. В Зеленой Дверце таким проблемам уделяют специальное внимание, они обсуждаются с родителем и детьми посредством простых и понятных детям слов. В результате, травмирующие последствия конфликтовсглаживаются и не становятся помехой в будущем развитии ребенка.

Зеленая Дверца проект сайт++7

«Зеленая дверца» поддерживает детей с особыми потребностями и их родителей.

Пространство Зеленой Дверцы стимулирует развитие детей с проблемами речи, проблемами умственного развития, психомоторной системы, органическими заболеваниями центральной нервной системы и другими отклонениями. Специальная атмосфера уважения и признания ценности личности помогает детям с проблемами в развитии и их родителями поверить в здоровые ресурсы и потенциальные таланты и способности, свойственные каждому человеку. Центр также способствует безболезненному принятию детей с трудностями в развитии в общество здоровых детей.

Зеленая Дверца проект сайт++8

Зеленая Дверца способствует предотвращению насилия в семье и обществе и развитию ответственности.

Насилие и в семье, и в обществе чаще всего вызываются неосознаваемыми агрессивными чувствами или осознанными чувствами, но за которые человек не готов нести ответственность. Простые слова, с которыми принимающий обращается к ребенку, разъясняющие ему то, что с ним происходит, освобождают ребенка от страха, зависти или ревности, помогают находить приемлемые способы осуществления его желаний. Это важное условие личностного развития. Родители и дети учатся понимать друг друга с помощью и вербального, и невербального языка и, таким образом не создавать травмирующих ситуаций. Эта атмосфера диалога обеспечивает эмоциональную безопасность, поддержку, доверие к миру и воспитывает ответственность каждого индивидуума за себя и другого.

Зеленая Дверца проект сайт++9

Особая структура пространства Зеленой Дверцы

“Зеленая Дверца” представляет собой помещение, открытое для обозрения ребенка. Есть несколько функциональных зон: раздевалка, зона для тихих игр, зона  для шумных игр и игрушек  на колесах. Есть также перегородка с отверстиями (названная стеной сепарации), «столовая» (место, где дети и родители могут съесть то, что они принесли с собой) и наконец, «улица» или «пешеходная дорожка», которая соединяет все зоны.

Игровое оборудование подобрано так, чтобы способствовать умственному и физическому развитию ребенка: игрушки, развивающие моторную сферу, сенсорику, способствующие интеллектуальному развитию, и т.д.; игрушки, которые позволяют выражать агрессию, успокаивать, исследовать мир вокруг. Есть книги и журналы для детей и их родителей на педагогические, психологические и медицинские темы и т.д. Но главное — это то, что пространство Зеленой дверцы предоставляет возможность равноправного общения, беседы для всех приходящих сюда посетителей.

Кто такие принимающие?

Согласно идее Франсуазы Дольто, дети и родители в «Зеленой дверце» принимаются междисциплинарной командой специалистов, которая включает психологов, педагогов, педиатров, психотерапевтов, социальных работников и других специалистов, работающих с детьми. Их функция — охранять психическое и физическое здоровье детей, способствовать их социальной адаптации, которую сама Ф. Дольто формулировала, как способность любить жизнь в обществе и найти в нем свое место.

Но когда принимающий встречает посетителей, то его профессия — это не главное. Принимающий  не дает указаний  или советов. Он или она там для того, чтобы слушать и слышать то, что дети хотят выразить, разделить с родителями их опасения и радости, поддерживать в трудные моменты, возникающие в каждой семье. Все это — часть той незаменимой атмосферы, которая и обеспечивает профилактическую работу центра.

Каждый рабочий день недели детей и родителей принимают трое принимающих.  Как правило, они  разного пола, возраста и профессии. Сочетание меняется ото дня ко дню. Такая организация работы дает родителям возможность эффективнее решать их проблемы, а детям — лучше узнать различных представителей общества.

Высшего образования не достаточно, чтобы стать принимающим в «Зеленой Дверце». Каждый кандидат в принимающие проходит стажировку в «Зеленой дверце», знакомится с основами детского психоанализа и только после прохождения стажерского срока, при условии умения работать в команде, может считаться принимающим.

Деятельность специалистов «Зеленой дверцы», начатая при подготовке к ее открытию и продолжающаяся до настоящего времени :

Еженедельные семинары для сотрудников, на которых обсуждаются каждодневные проблемы жизнедеятельности «Зеленой дверцы»

Теоретические семинары для специалистов, интересующихся проблемами ранней социализации, детско-родительскими отношениями и изучением работ Ф.Дольто.

Работа со стажерами (волонтерами), готовящими себя к работе принимающих в «Зеленой дверце».

Участие в межрегиональных и международных конференциях, где специалисты «Зеленой дверцы» представляли своим коллегам результаты работы «Зеленой дверцы».

Было опубликовано более 50 статей, посвященных работе с детьми и родителями по модели «Зеленого дома» Ф.Дольто.

В 2007 году вышла в свет книга «Слово за слово»: беседы с детьми и о детях в «Зеленой дверце».

Зеленая Дверца проект сайт++13