«Пропала совесть»? Путешествие во времени и пространстве. Размышления, возникшие в «Зеленой дверце»

1332416449_saltyk3        dolto_200x292

Рождение ребенка, это чудесное появление на свет малюсенького человечка, которого необходимо обогреть, накормить, оградить от болезней…научить.

Научить или открыть перед ним наш мир, который существует вокруг нас, мир людей, вещей, слов, которыми мы нашу жизнь обозначаем, чтобы этот мир был общим и понятным для всех? Как-то медленно в сознание взрослых, родителей, учителей, входит мысль о том, что нельзя никого научить, можно только научиться, если тебе предоставляют такую возможность.

Может быть, так много страданий переживают подростки и их родители, именно потому, что, созревающее тело подростка, ставит перед ним особенно остро вопрос, а что с ним, с этим телом, делать? Еще нет опыта доверительного уважительного общения, размышления, достаточных знаний. «Сила есть — ума не надо»? Или недавно услышанное, но так неожиданно точное: «Можно делать все, что хочешь, когда есть совесть».

И тут же вспоминается великий русский писатель М.Е. Салтыков-Щедрин и его сказка «Пропала совесть», написанная в 1869 году. Есть, над, чем задуматься. Совесть попадает к персонажам сказки случайно, но каждый из них старается как можно скорее от нее избавиться. И чем же заканчивается история? Взмолилась совесть, обращаясь к своему последнему обладателю, мещанинишке: «Отыщи ты мне маленькое русское дитя, раствори ты передо мной его сердце чистое и схорони меня в нем, авось он меня, неповинный младенец, приютит и выхолит, авось он меня в меру возраста своего произведет, да и в люди потом со мной выйдет — не погнушается.

По этому ее слову все так и сделалось. Отыскал мещанинишка маленькое русское дитя, растворил его сердце чистое и схоронил в нем совесть.

Растет маленькое дитя, а вместе с ним растет в нем и совесть. И будет маленькое дитя большим человеком, и будет в нем большая совесть. И исчезнут тогда все неправды, коварства и насилия, потому что совесть будет не робкая и захочет распоряжаться всем сама».

В сказке можно растворить (открыть) чистое сердце младенца и схоронить в нем совесть… «И исчезнут тогда все неправды, коварства и насилия…» А в жизни? Нашей реальной жизни?

Как распахнуть чистое сердце младенца, как не запереть его от нас взрослых, своими «не плачь, помолчи, что ты понимаешь»…?

Да и что мы понимаем, когда слышим это особое слово «совесть»? Со-весть. Оно интимное, мое, но «мне думается, что совесть в одиночестве не живет. Совесть – это всегда только вместе с другими», считает А. Ерошкин. «Совесть – это то, о чем знают и ведают все вместе, то есть это своеобразный общественный договор, одно из обязательных условий совместного проживания, совместных действий, это норматив, который не записан, но которым руководствуются все добровольно», и что живет и судит внутри меня.

Совесть это мое, мною принятое. Она невидима сразу, но это чувство, глубоко живущее внутри нас, регламентирует, и руководит поступками каждого человека, «оберегает его от необдуманных действий, наносящих урон другим».

В «Зеленой дверце» можно часто услышать слова: « Здесь мы стараемся жить так, чтобы было хорошо тебе и другим». «Нам важен ты, Ваня, и ты, Петя». «Не стоит вырывать игрушку у другого, когда рядом лежит точно такая же игрушка и даже если не лежит. Может быть, ты просто хотел сказать, что тебе нравится играть с этим мальчиком, а ты не знаешь, как это сделать?»

Может быть, распахнуть сердце малыша – это быть внимательным к тому, что он говорит, не умея выразить свое желание словом? Может быть сейчас, когда он постигает этот сложный многообразный мир, он открывает для себя то, что он выразит через годы в школьном сочинении: «счастье – это когда тебя понимают».

Ф. Дольто, начавшая свою профессиональную работу во Франции 1929 году, по роду своей деятельности врача и по велению своего чуткого сердца, имела дело со страдающими людьми, детьми и взрослыми. По ее мнению, большинство наших бед, происходят оттого, что, живя среди людей, мы не обращаем должного внимания на то, как мы выстраиваем с ними отношения: с детьми, родителями, сослуживцами, начальниками и подчиненными, считая это маловажным.

Всей своей деятельностью Ф. Дольто показала, что нарушение межличностных отношений оказывает серьезное влияние, не только на психику человека, но и является причиной многих его психосоматических заболеваний. Потребность в общении проявляется с первых минут появления человека на свет. Это такая же основная потребность малыша как пища, воздух, вода, уход за его телом.

Отношение людей строятся через язык. Язык дан человеку как средство общения и познания. Но сложность только что родившегося человека состоит как раз в том, что сам он готов впитать в себя окружающее его пространство языка и речи, но мы, взрослые, говоря о нем, с ним не говорим, мы ждем, когда он сам, как сможет, освоится в этой «науке» и заговорит. А ребенок, оставленный на произвол судьбы, усваивает к моменту появления словесной речи, что слова, речь — дело десятое: у кого больше физических сил, тот и прав.

Главное, не забывать, что язык, развиваясь в общении, еще и инструмент познания, средство развития мышления. Мы развиваем интеллект в отрыве от диалога с ребенком, не давая себе труда понять, что он говорит с нами на до-словесном языке, который мы не слышим и разрываем ту нить отношений, которую ребенок пытается протянуть к нам. Мы часто думаем, что, впихивая в ребенка необходимы сейчас, с точки зрения взрослых, готовые знания могут быть восприняты им, стоит нам их только произнести. Но если мы внимательно понаблюдаем за подобной сценой передачи «знаний», например, в «Зеленой дверце», то увидим, что очень часто ребенок, услышав начало маминой фразы, не дослушивает ее до конца, а мама завершает свой монолог в спину удаляющегося ребенка.

Как часто мы говорим именно монолог, не задавая себе вопроса: «А готов малыш нас сейчас услышать»? Думаю, что многие мамы могут сказать, что дети раннего возраста не слушают обращенной к ним речи.

И как же тогда выстраивать диалог с ними? Ответ можно получить, только спросив себя, а я, взрослый, пытался услышать своего малыша? Мой малыш получил опыт, который позволил бы ему убедиться в том, что в мире, в который он вошел, люди слушают друг друга, пытаются понять то, что говорит другой человек?

Вот здесь, сейчас рождается человек, хорошо владеющий речью, познающий мир людей и вещей, законов, по которым живут люди и устроена природа. Именно сейчас рождается его любовь к родному слову, и пробуждается любознательность, воображение, самостоятельность мысли и суждений. Рождается человек культуры, умеющий взаимодействовать с окружающими его людьми и ставить себе, необходимые культурному человеку, запреты.

Мы не имеем права не помочь нашему малышу в этой усердной работе. Мы обязаны присоединиться к ней и трудиться так же усердно, выстраивая диалог глаза в глаза, от сердца к сердцу. Постигать вместе с ним его до-словесный язык так же терпеливо, как он постигает наш.

Из века в век люди плохо слышат друг друга, сердце младенца, в котором живет совесть. Может быть, наконец, услышав то, что говорит нам ребенок, и наше сердце будет работать без перебоев, и нам не придется запасаться горстями новейших сердечных химических препаратов?

О.Г. Варпаховская.