Какие бы события не происходили в мире, но каждый день на свет появляется новый человек. Он раскрывает свои легкие, чтобы дышать и возвещать о появлении новой жизни своим неповторимым голосом. Я родился на свет, чтобы узнать, что такое жизнь и оставить в ней свой особый след.
Принявшая роды акушерка, передает появившегося малыша матери, чтобы он мог, прильнув к ее груди, услышать знакомый стук ее сердца, вдохнуть ее особый запах, услышать ее голос, а может быть и голос отца, если он находится тут же рядом. Теперь, успокоенный тем, что жизнь продолжается, что те, кто являются гарантами его жизни здесь рядом, уставший от первой в его жизни работы преодоления препятствий, спокойно заснул.
Он справился с первым своим делом – освоил умение дышать и оповещать о себе, своих нуждах звуками. Но еще необходимо освоить не менее важное дело – научиться самому добывать себе пищу. Да, да, самому. Молоко у матери не появляется само. К моменту рождения ребенка у матери в груди пока молозиво. Молоко образуется в результате активного сосания малыша. Так продолжают свой совместный жизненный труд мама и малыш.
А папа, братья и сестры, бабушки и дедушки, все те члены семьи, которых он слышал до своего рождения? Теперь он тоже слышит их голоса, а также шум проезжающих машин , ощущает новые запахи, различает яркие и темные пятна, прикосновение ветра и пение птиц…все то, что стало заявлять о себе ярко и подчас пугающе. Как понять все, что вокруг происходит, где та нить, то окошечко, та волшебная дверца, которые позволят малышу разобраться в этом сложном мире и не потерять себя.
Вот он, уставший от работы добывания пищи, устало прикрывает глаза и слышит непонятный звук вызывающий тревогу – значит надо звать к себе маму уже проверенным способом – звуком своего голоса. Конечно, мама приходит, берет своего малыша на руки, прижимает к своему телу, такому мягкому родному, возвращает этим движением знакомый запах, стук сердца и свой голос.
Может быть, не вполне догадываясь, что именно испугало ребенка, вызвало потребность быть с матерью, любящая мама начинает разговаривать с ним на распев:
О о о
баю баю баюшки
лю лю лю лю люлюшки.
Откуда берутся эти самые простые слова, так благотворно действующие на ребенка?
Из глубины веков, не забытые и до сих пор, немного отодвинутые современными ритмами и словами, но живущие своей проверенной в веках необходимостью для естественного развития ребенка.
В этом обращение к новорожденному слова исходят из сердца – поются от уст в уста. Эти песни и есть колыбельные.
Все колыбельные песни создавались на повторяющемся мотиве, на который пели «лю-ли», «люшеньки-люли». Что означало «лю-лю -люблю-люблю»
Еще в колыбельных песнях популярны слова «баю-баюшки-баю», которые возникли от устаревшего глагола «баять», т.е. «говорить», «рассказывать». Колыбельная – первый урок родного языка, важнейшая прививка любви к родной речи, когда сливаются вместе тело и душа и матери и ребенка.
Мелодия идет как бы по кругу и постоянно повторяется. По своему строению все народные колыбельные для малышей представляют собой «кольцо», т.е. одни и те же слова и мелодия повторяются по кругу и вводят ребенка в особое состояние дремоты, малыш быстро засыпает. Важно повторять одну и ту же колыбельную много раз не только для того, чтобы ребенок быстро заснул, но многократное повторение текста помогает ребенку прочувствовать погрузиться в строй родного языка его структуру. Малыш начинает выделять из речевого потока слова и фразы, развивается его слуховое внимание. Причем в тексте колыбельной для малышей одно и то же слово повторяется много раз с разными суффиксами. Все это в дальнейшем поможет ребенку успешно заговорить и овладеть речью на родном языке.
Люли-люли-люленьки.
Люли-люли-люленьки
Прилетели гуленьки.
Прилетели гуленьки
Сели возле люленьки.
Стали люленьку качать
Стали Веру усыплять.
Баю-баю-баиньки
Прилетели галоньки.
Прилетели галоньки,
Сели у качалоньки.
Стали галки напевать
И качалоньку качать.
Колыбельные песни состоят практически из существительных и глаголов, так ребенок реально может воспринимать предмет и его движение. Голос матери в колыбельных песнях тоже совершает движение то вверх, то вниз, напоминая о покачиваниях, переживаемых в утробе матери.
Старинная колыбельная песня давала малышу представления о мире, о жизни, о человеке. В колыбельных проходил целый мир разных образов будущей жизни ребенка – счастье и радость, трудности и умение преодолевать препятствия, будущая семья и будущая профессия, взаимоотношения людей и их труд, нравственные устои и обычаи. Фактически древняя колыбельная для детей – это и есть заговор, молитва матери, бабушки о благополучии малыша.
Баю-бай, баю-бай,
Рыбка-сёмга. Приплывай!
Рыбка-сёмга, приплывай,
Алексейку поджидай.
Алексейка подрастет.
С тятей на море пойдет.
Станет рыбку он ловить,
Станет маму он кормить.
В старинных колыбельных малыш получал первый свод нравственных устоев и первое знание общечеловеческих ценностей. С колыбели ребенок слышал материнский завет: «ближних бойся осуждать», «будем рано разбужать, на работку посылать, на работу на таку – на веселую страду». Интересно отметить, что слово «страда» в старинных колыбельных не несло негативного оттенка страдания, а скорее употреблялось с оттенком позитивным, внушающим оптимизм и желание жить не боясь трудностей. «А еще, сынишка, знай – стыдно, коли ты лентяй, засыпай-ка, засыпай, баю-бай, баю-бай».
Колыбельная рождается с рождением малыша. Она рождается материнской любовью и потребностью ребенка открывать окружающий его мир в любви и слове. Колыбельные своему малышу каждая мама поет по-своему, что-то сочиняя, изменяя, добавляя. И колыбельная песня рождается у мамы с рождением малыша. А сколько матерей, столько и песен.
Но если вас заинтересовали старинные колыбельные и вы хотите их научиться петь, то, пройдя по этой ссылке: https://www.youtube.com/watch?v=0c6qjQr1cBk , вы услышите Нину Коляду, которая разучивает со своими слушателями колыбельную песню «Спи, дитятко, почивай».
Спи, дитятко, почивай,
Свои глазки закрывай.
Стану петь я распевать,
Колыбель твою качать.
Ходит сон по сеничкам,
Дрёма под окошечком.
А как сон-то говорит
Я скорее усыплю.
А дрёма-то говорит
Я скорее удремлю.
А как сон то говорит
Где бы колыбель найти?
Где бы колыбель найти,
Поскорее усыпить.
Висит колыбелика
Во высоком терему.
Во высоком терему
Шитым бранном пологу.
На серебряных кольцах,
На кленовом очаку.
На кленовом очаку,
На шелковом поясу.
Васька-кот, не ходи,
Мою детку не буди.
Спи, усни-то здорово,
Вставай весело.
Вставай весело
На улице рассвело.