Или жизнь взрослых — на втором плане у детей. Или жизнь детей — на втором плане у взрослых. Когда же настанет то счастливое время, когда жизнь взрослых и жизнь детей станет единым уравновешенным текстом?
Я. Корчак.1914г
Каждый год 1 июня вся наша страна отмечает Международный день защиты детей. Праздник есть праздник, и маленькие виновники торжества получают подарки и угощения, участвуют в конкурсах, смотрят спектакли и играют в подвижные игры. Однако суть праздника не столько в подарках и развлечениях. Праздник был создан для того, чтобы взрослые всего мира серьезно задумались бы над теми проблемами, которые мешают детям развиваться физически, психически и социально, а если говорить попросту, то над тем, что мешает детям расти счастливыми, любящими и любимыми, радоваться красоте окружающего мира.
Ребенок, особенно младенец, ребенок раннего возраста может чувствовать себя полноценно защищенным только тогда, когда рядом с ним мама и папа, и все они чувствуют себя в своей семье в эмоциональной безопасности. Защитить ребенка как такового, вне благополучной семьи просто невозможно. Поэтому «Зеленая дверца», вместе со своими партнерами по коалиции «Семья с рождения», развивает идею безопасных социокультурных пространств для поддержки семьи в целом: семьи, как развивающейся системы необходимой для благополучного развития малыша.
Безопасное пространство? Что мы имеем в виду, когда говорим о безопасном пространстве? Мы имеем в виду безопасную эмоциональную атмосферу семьи или безопасную эмоциональную атмосферу в социокультурном пространстве, специально созданном для общения детей, родителей и специалистов раннего детства.
А что создает защищающую ребенка безопасную эмоциональную атмосферу? Опыт работы принимающих специалистов в «Зеленой дверце» позволяет нам утверждать, что и ребенок, и родители, прежде всего, чувствуют себя эмоционально защищенными тогда, когда ощущают искреннее, не формальное принятие каждого, кто взаимодействует друг с другом в пространстве «Зеленой дверцы». Принятие каждого таким, какой он есть, во всей своей уникальности. Принятие – это самое главное. Это не значит смириться с тем, с чем остаешься несогласным, сохраняя оценочность своей позиции. Принятие – это факт существующей реальности, с которой человек взаимодействует доброжелательно, без предубеждения.
Безопасную атмосферу создает уважение к каждому посетителю, в не зависимости от его возраста. Я уважаю в посетителе субъекта языка, диалога, обогащающего меня своей мыслью, своим взглядом на мир, с которым я могу соглашаться или нет. Скорее не соглашаться, ведь именно обмен смыслами обогащает мою мысль.
В социокультурном пространстве «Зеленой дверцы» эмоциональную безопасность поддерживает и наличие общепринятых правил. О наличии таких правил, вновь пришедшим посетителям, принимающие специалисты сообщают в первую очередь. Бывает, что некоторые родители не сразу принимают наличие правил, как гаранта безопасности. Некоторые из них впервые в «Зеленой дверце» осознают, что если правила действуют в равной степени для всех, то, действительно, там, где взаимодействую люди с разными взглядами необходимо договориться об общих правилах для того, чтобы это пространство никого не ущемляло. Например, кататься на больших колесных машинах можно только в специально отведенном месте, чтобы случайно не наехать на других посетителей, в том числе «ползунков».
Размышляя в преддверии Международного дня защиты детей о том, что взрослые всего мира могут сделать для счастья входящих в мир детей – это не забывать, что ребенок не может быть счастлив, если в той или иной мере страдают его мама или папа. Он не может быть счастлив, если он не принят в первую очередь своими родителями, ведь тогда, он, став взрослым, не сможет принять своих детей. Если в раннем детстве он не получит прививку уважения к закону, как гаранту безопасности для себя и тех, кто его окружает, его подростковое самостоятельное вхождение в жизнь может оказаться в опасности.
И может быть самое важное, что необходимо нам, взрослым дать малышам, вступающим на самостоятельную дорогу в жизнь – это исключительный дар данный человеку – дар слова. Слова, позволяющего услышать того, кто рядом с тобой, слова, позволяющего прояснить, уточнить, понять, простить… Может быть, тогда взрослые услышат детей, а дети услышат взрослых, будет меньше страданий и больше радости и счастья.