«Слово за слово»

Дорогие друзья!

Хотим поделиться с вами отрывком из ещё одной книги-вознаграждения, «Слово за Слово». В этой книге собран уникальный материал, основанный на маленьких историях-зарисовках из жизни детей и родителей, которые действительно происходили в стенах «Зелёной Дверцы».

Наказание.

«Я тебя сейчас накажу»; «если ты не будешь сейчас одеваться, мы никогда не придем сюда больше»; «если не будешь есть за столиком, тетя будет тебя ругать». Чаще всего вопрос о наказании встает, когда мама уже собралась уходить, а ребенок занят игрой и вовсе не помышляет о том, что нужно одеваться.

Вот две мамы о чем-то заинтересованно беседуют. И вдруг, спохватившись, одна из них смотрит на часы и понимает, что ей давно пора уходить. Быстро собрав вещи, она обращается к сыну, который только что познакомился с интересным ему мальчиком, и у них началась общая игра.
— «Так, мы уходим, пошли скорей одеваться». Она берет его за руку и хочет отвести в раздевалку.
— «Не хочу, — кричит мальчик, вырывая руку, — не пойду!», продолжает он и убегает от матери.

Мама догоняет его и, стараясь сделать это незаметно, тихонько шлепает. Крик усиливается, слезы катятся градом.
— «Ну и оставайся», говорит мама, быстро одеваясь, и подходит к двери, делая вид, что уходит.
Недавно одна мама, на мое замечание, что ее дочка такая самостоятельная, ответила: «Да, очень, — и продолжила, — Вчера я ей сказала, что если она так будет себя вести, то я пожалуюсь папе, и он ее нашлепает».

Как же была удивлена мама, когда услышала от дочки, что та сама себя нашлепает. И тут же дочка, действительно, спустила штанишки и стала себя шлепать.

Все эти примеры показывают, что со словом «наказание» в нашей повседневной жизни мы часто ассоциируем угрозу, насилие. И именно этот инструмент – очень часто является главным инструментом воспитания наших детей. А давайте вдумаемся в смысл этого слова. Наказывать – это не казнить, не унижать, не подвергать насилию. Наказывать – это изначально отдавать наказ. Передавать что-то словами. Прежде всего, наши пожелания, наш опыт. Например: «Мой вам наказ – уважайте друг друга».

Давно замечено, что наказание как угроза или насилие, в любой его форме, появляется тогда, когда дети как будто нас не слышат. Вот мама сказала сыну: «Пошли домой», а он словно не услышал ее. Затеял скандал.

«Плохой ребенок, маму не слушает». А правда ли «плохой»? Может быть, неудобный? Не бессловесный? Не вещь, которую можно, как собранную к уходу сумку, поднять и понести в любой момент. Ведь у сумки нет ни собственных желаний, ни потребности к объяснению, почему нужно именно сейчас прервать игру и быстро собираться. И главное, почему каждый раз нужно переживать то, что тебя не считают человеком, которому все это необходимо объяснять? Почему тебя считают не равноправным человеком, а скорее, симпатичной игрушкой, а то и обузой, о которой так тяжело заботиться? А когда не легко, то не грех и соврать, напугать, мол, уйду, оставлю, если не будешь удобным, если не будешь беспрекословно
повиноваться.

Может быть, словесный «наказ» превращается в физическое «наказание» (настолько привычное, что двухлетняя малышка сама снимает штанишки и шлепает себя), когда нас самих охватывают страхи, что вдруг не послушает, разрушит наш авторитет родительской власти. А власть – всегда насилие. Насилие — на силе основанное действие. С насилием уже нет понимания, диалога. Желание взрослых постоянного послушания от ребенка не оставляет места желанию по-слушать, понять его. А он так нуждается в наказе родителей, он с удовольствием готов слушать и слышать. Ведь он человек, которому, как и всем нам, людям, дан высший дар – дар Слова.

https://planeta.ru/campaigns/greendoor