Дорогие друзья!
В преддверии каникул хочу подвести итоги прошедшего юбилейного года. Мы многое сделали, и многое еще предстоит. Этот год, как и предыдущие, показал нам, что интерес к такой организации как наша не ослабевает, а может быть даже и растет. Мы рады тому, что мы можем оказывать посильную помощь нашим детям и их родителям.
Весь этот год команда «Зеленой дверцы», вместе с приходящими сюда детьми и их родителями, старалась осмыслить, что подарил нам Зеленый дом Ф. Дольто, насколько он пришелся всем нам, и детям и взрослым, по душе, чему научил, и над чем мы продолжаем думать и размышлять каждый день.
Это место, как отмечала сама Ф. Дольто, мостик между семьей и обществом. Это место новой и неповторимой социальной жизни. Ребенок не знает кто он, и Зеленый дом вместе с «Зеленой дверцей», призваны помочь малышу найти себя, свою идентичность.
Важнейшая мысль Ф. Дольто заключается в том, что развитие человека, прежде всего, зависит от того, насколько новорожденный малыш почувствует себя в атмосфере уверенных доброжелательных отношениях с окружающими его взрослыми. «Свою идентичность можно найти только вместе с другим человеком. Даже младенец стремится к другому. Всякий человек хочет говорить с другим. Человек – это тот, кто хочет коммуникации», утверждала Ф. Дольто. По ее мнению, «главное желание человека – это желание общаться с другими… Человек может сказать “Я” потому, что в тот самый момент, когда он дышит общим воздухом, двигается и развивается среди других, он желает такого общения и такого отношения с другими людьми, которое изменяет его, когда он взаимодействует с ними».
Наша многолетняя практическая работа с малышами до трех лет и их родителями подтверждает наблюдения Ф. Дольто, что ранняя социализация действительно стимулирует общее развитие ребенка, расширяет его социальный опыт, вызывает доверие к миру не только самих малышей, но и его родителей.
«И здоровье, и болезнь – это результат межличностных отношений, связей, складывающихся у детей со взрослыми и у взрослых с детьми. Необходимо работать над пониманием и оздоровлением этих связей».
Общение между детьми, взрослыми, принимающими специалистами позволяло нам глубже понять мысль Ф. Дольто, что Зеленый дом – место слова. Понять, что межличностные отношения, складывающиеся у детей со взрослыми и у взрослых с детьми их оздоровление зависит от качества речевого общения с ребенком даже еще не говорящим словами.
Мы убедились в том, что если «речь» ребенка не слышат (плач, мимика, поворот головы) не улавливают в ней ответа на то, что происходит вокруг малыша, то он прибегает к единственно возможному для него способу достучаться до тех, кто не слышит его – это призывать к своим невербальным «словам», более отчаянно (вплоть до психосоматических заболеваний) с риском надломить в себе человеческое и предать чрезмерную ценность животному».
И практическая работа, и изучение текстов Ф. Дольто позволили, вслед за ней, увидеть главную особенность развития детей младенческого и раннего возраста в том, что в этот важнейший период развития происходит вхождение малыша, «говорящего» с нами на довербальном языке бессознательного, в пространство вербального языка смыслов – главного инструмента человека, позволяющего ему овладеть всеми богатствами человеческой культуры.
Развитие речи начинается с колыбельной песни, с диалога новорожденного младенца с его родителями. Этот до-словесный период развития речи – фундамент дальнейшего речевого развития. Во многом именно от того, как проходит до-словесное овладение речью, зависит дальнейшая успешность в освоении вербальной речи, ясность мышления в целом, а также восприимчивость ребенка к красоте родного языка, его поэтичности.
«Зеленая дверца» — это место, где слушают и говорят. «Зеленая дверца» — это место специально отведенное для выслушивания маленьких детей. Это не только место слова, но даже место звука, возвращающего человеку компетентность и освобождающее его от травмирующего симптома тревоги невысказанного и неуслышанного. За прошедшие двадцать лет общения с еще не говорящими словами детьми мы убедились, как важно не ждать, когда же заговорит малыш, а поддержать его нелегкие поиски в мире звуков и смыслов, помочь услышать, понять и пугающие шумы и музыкальные, ритмичные звуки; помочь уловить связь звуков музыки, поэтического слова и рождающейся речи.
В этом году мы уделили этой теме большое внимание, вслушиваясь в детские звуки и отзываясь на них. Мы знакомили малышей с потешками и прибаутками, организовывали семинары для родителей, посвященные вхождению младенцев и детей раннего возраста в пространство языка и речи.
Особую радость доставляли счастливые глаза малышей, когда мы отзывались на интересующие их звуки, имитировали их голосом или повторяли услышанные ими непонятные звуки, помогая понять откуда они, и восстановить безопасность окружающего мира, в котором для детей этого возраста огромное значение имеет мир звуков.
Всю свою жизнь Ф. Дольто была захвачена одновременно двумя страстями – психоанализом и воспитанием. Именно Зеленый дом, по ее представлению, и мог бы стать тем местом, где достижения психоанализа могли бы обогатить воспитание, особенно самых маленьких детей. Она была глубоко убеждена, что если даже не говорящий словами ребенок будет выслушан, со всем уважением к его личности, то он будет огражден от тех многих травмирующих ситуаций, которые, в последствии, могли бы сказаться на всей его дальнейшей жизни.
Многие мамы благодарили нас за то, что, посещая «Зеленую дверцу» они научились лучше понимать своих детей, находить смысл в их мимике, поступках, крике, даже «случайном» падении или повышении температуры.
Психоанализ принес в воспитание культуру слушания ребенка. Зеленый дом – воспитание слушанием. Мысль о том, что если мы хотим, чтобы нас слышали дети, мы должны научиться слышать их, даже самых маленьких, говорящих с нами на языке тела, поведения, свободной игры — эта мысль для многих родителей оказывалась мало знакомой. Мы рады, что приходящие в «Зеленую дверцу» родители смогли открыть для себя эту важнейшую истину – можно и нужно слушать ребенка и до того, как он научится говорить словами.
Слушание неразделимо с уважением. И маленькие, и взрослые учатся в «Зеленой дверце» уважению и к себе, и к малышам. Я здесь не просто так, я готов слушать тебя, говорить с тобой, потому что ты мне интересен. «Уважать субъекта – это устанавливать диалог без поставленной цели» – подчеркивала Ф. Дольто. Что значит без поставленной цели? Говорить с ребенком – это не знать заранее, что он будет отвечать. Говорить – это ставить под вопрос свое воображаемое представление о том, что ребенок хочет сказать. Это открыть, что в мире существует многоголосица. Услышать, что высказывает сам ребенок – это принять его таким, какой он есть. И красота мира, как раз в его многоцветности, многозначности.
Мы постоянно наблюдаем в «Зеленой дверце», как сказывается на восприятии мира младенцами установление диалога с родителями с самых первых дней их появления на свет. Именно в этот момент закладываются основы уважительных детско-родительских и межличностных отношений в целом. Именно этот момент — самый важный для первичной профилактики семейного неблагополучия, которое, как мы теперь уже знаем, не всегда зависит от материального неблагополучия, а, прежде всего, от разрушенных внутрисемейных связей, когда члены семьи не слышат друг друга, не умеют высказать себя.
«Зеленая дверца» является тем пространством, где слово становиться необходимым, значимым для малыша, где он включен в истинный диалог, где взрослый готов слушать его. А принимающие специалисты готовы дать пространство речи и родителям, дать место им не только для поддержки от специалистов, но и, самое главное, открыть для них собственный ресурс, заключающийся в том, что поддержка специалистов не заменяет их личную ответственность за их судьбу, судьбу их детей, судьбу их семьи.
Размышления Ф. Дольто о воспитание ребенка всегда вызывают живой интерес у посетителей «Зеленой дверцы». Возможность высказать свое мнение о том, что значит воспитывать ребенка, соглашаться или не соглашаться с той или иной позицией – все это позволяет находить в «Зеленой дверце» свои собственные ответы.
«Воспитывать ребенка — это еще и информировать его заранее о том, что ему потом докажет собственный опыт. Таким путем он узнает, что не надо производить такое-то действие не потому, что ему это запретили, а потому, что это неразумно, в силу природы вещей, потому, что таков всеобщий закон, а еще потому, что ему недостает опыта, сноровки, которую следует приобрести заранее в присутствии надежного руководителя».
Предложение помощи более опытного менее опытному исходит не потому, что кто-то хочет утвердить свою власть, а потому, что все люди подчиняются этой необходимости, а он — такой же человек, как и другие.
Безопасность, обеспеченная родителями, а не добытая с их помощью, не формирует у ребенка такой идентичности, которая порождала бы в нем ответственность за свое тело, идентичности, включающей право на инициативу, которая компенсируется его ответственностью за самого себя, идентичности, подкрепленной опытом самозащиты, поставленной на службу целостности его тела, идентичности, общей со всеми его товарищами-ровесниками с самого раннего возраста.
«Зеленая дверца» позволяет получить тот социальный опыт, который необходим каждому человеку. «Жизнь в обществе учит присматриваться к другим, умению говорить с другим. Роль взрослого состоит в том, чтобы побуждать ребенка к вхождению в общество, необходимым живым элементом которого он является, и способствовать ему в этом. Чтобы ребенок смог войти в общество, необходимо, чтобы и мать была в коммуникации не только со своим ребенком» И эту возможность предоставляет «Зеленая дверца».
Ф. Дольто часто подчеркивала, что для нормального развития ребенка необходимо, чтобы за его спиной не стояла тревожная, стремящаяся быть идеальной, мать. «… Люди не могут быть идеальными, но они должны быть ответственными… существует структура, которая появляется в нашем разуме, когда он становится сознательным — это ответственность».
Тема ответственности родителей перед детьми, чем различаются родительская любовь и родительская ответственность – это темы которые постоянно возникают в беседах родителей между собой и родителей и принимающих. А ответственны ли мы за ту социальную систему, к которой принадлежим? Эти темы поднимаются каждый год, но до сих пор мы не можем сказать, что они исчерпаны. Мы по-прежнему размышляем над словами Ф.Дольто: «Человек обладает чувством принадлежности к социальной системе, за которую мы ответственны: сначала оно ограничено семьей, потом распространяется на всех, кого мы любим, а потом — на все общество. Необходима ответственность каждого по отношению ко всем. И я полагаю, что человек, не прошедший этой стадии эволюции — ответственность каждого за всех — остался несовершенным существом».
Преимущество «Зеленой дверцы» в том, что теория и практика переплетены в специально созданном пространстве. И это обстоятельство позволяет родителям находить свои ответы на возникающие вопросы, какими бы сложными они не были. Когда родители обращают внимание на то, что их малыши стремятся взаимодействовать друг с другом, то мамы, которые раньше в основном общались только с теми посетителями, которые им уже были знакомы, начинают включаться в отношения и с незнакомыми детьми и незнакомыми родителями. Родители, приходящие в «Зеленую дверцу», сначала исключительно с целью развития своего ребенка, через некоторое время начинают открывать для себя важность той общей атмосферы взаимопомощи, которая оказывает не менее важную поддержку всем его посетителям.
Так постепенно и мы, сотрудники «Зеленой дверцы», и родители и их дети, все глубже и глубже вникаем в наследие Ф. Дольто, позволяющее все лучше и лучше понимать нашу ответственную роль перед детьми. Мы учимся оказывать детям и родителям более грамотную поддержку. Мы учимся быть спокойнее за нас и наших детей в обществе.
О.Варпаховская.