Встать и идти!

Человек ходил на четырех,
Но его понятливые внуки
Отказались от передних ног,
Постепенно превратив их в руки.

Ни один из нас бы не взлетел,
Покидая землю, в поднебесье,
Если б отказаться не хотел
От запасов лишних равновесья.
С.Маршак

Продолжаем перечитывать книги Ф. Дольто.

К возрасту около года ребенок становится на ножки, начинает ходить. Этот момент важен не только тем, что расширяется пространство ребенка, но и тем, что ребенок отделяет себя от взрослого. Там, где было единство, стало двое: ребенок и взрослый.

Ф. Дольто так описывает этот важнейший шаг в его жизни: «Счастлив тот ребенок, кто открыл для себя сам, что может ходить, которого никто не держал в стоячем положении и не заставлял ходить, еще до того, как он открыл сам свои возможности, как это слишком часто бывает. Это момент чрезвычайной радости для ребенка, когда он впервые сделал
открытие, что может идти вперед сам на своих ногах. И, само собой, желательно, чтобы он сделал это открытие, когда рядом нет взрослого».

«В своем материнском опыте, продолжает Ф. Дольто, я находилась в положении матери, незаметно присутствующей в этом переходе к вертикальному хождению, и могла наблюдать на лице ребенка это совершенное удивление. Это очень волнующий момент видеть потрясающую ликующую радость у маленького мужчины или маленькой
женщины, изобретающих хождение. Теперь не мама ведет ребенка, а он ведет маму куда хочет. «Благодаря ползанью, ребенок открывает из своих перемещений и перемещений предметов, — а он испытывает все, что его окружает на движение, — что его двигательность становится для матери проблемой».

Многое зависит от того, как мать решает эту проблему — ограничивая свободу ребенка или, наоборот, побуждая его расширять свои возможности первооткрывателя в его перемещениях. Свобода перемещения, предоставленная матерью ребенку, расширяет возможности общения с ним, становятся источником речи, удовольствия, горя и радости.

«Эта ситуация, касающаяся двух лиц, каковыми являются ребенок, ставший автономным в своем действовании, и взрослый-воспитатель, — с неизбежностью требует запрета, означенного для ребенка как запрет на любое действие во вред себе и другому. Эта ситуация открывает необходимость речи, которая делает ценными отношения в общении
между людьми, признаваемыми хозяевами своих действий. Такое общение приносит удовольствие от общения, когда оно равноправно и свободно. Полноценное психическое развития ребенка на этой стадии может происходить только в том случае, если ребенок признан как субъект, хотя его тело остается еще незрелым.
Однако при условии истинного уважения к ребенку он способен принять запрет на действия во вред своему собственному телу, а также миру живому и неживому в своем перемещении, бросании, опасных и неконтролируемых действиях. По сути дела такой запрет является в тоже время инициацией свободного двигательного удовольствия, разделенного с другим в речевой и жестовой коммуникации, где каждый получает удовольствие от согласия с другим. Контроль движений, которые могут нанести вред, приобщение к удовольствию от речевой коммуникации и контролю перемещения, к знанию меры и к контролю над силой, для полезной и приятной деятельности, все это позволяет ребенку вступить в этап поддержания себя в порядке, самосохранении при перемещении в пространстве. Для этого мать или отец должны называть предметы его деятельности и разрешить ему орудовать ими.«В настоящее время ребенок очень нуждается в вербализации (оречевлении) объясняющей ему устройство и назначение вещей, подчеркивает Ф. Дольто. «Иначе он будет думать, что вся опасность для него сводится к наказанию. Для него отец и мать властны надо всем, что происходит… и если розетка бьет его током, то он (точь-в- точь как
сказал бы древний человек: «Там внутри Юпитер») говорит: «Там папа». Ф.Дольто приводит поразительный пример. «Мой муж сказал одному из наших сыновей, которому было тогда 9 месяцев: «Нельзя трогать розетку» — ведь все родители говорят так своим детям… И, как водится, все дети пытаются нарушить запрет, чтобы самоутвердиться и на
своем опыте проверить, что такое опасность, — такова человеческая натура. Итак, первый раз, когда он прикоснулся к розетке и его дернуло током, он пришел ко мне и, показывая на розетку, сказал: «Папа там». Он как раз начинал говорить и уже мог сказать «папа», «мама», «там», «нет»… Ходить он еще не умел. Он приближался к гостям и, привлекая их внимание, показывал розетку и сообщал: «Папа там». То же самое он говорил и отцу, когда тот был дома. И отец повторял: «Да, это нельзя трогать, опасно». Отец находится там, где происходит подтверждение его слов, — иначе говоря, получается, будто ребенка ударил отец, а не то, о чем малыша предупреждали отцовские слова. И это очень интересно с точки зрения детского восприятия. Все предметы, которыми манипулируют родители, являются для ребенка продолжением родителей. Итак, если родители манипулируют какими-либо предметами, и если эти же предметы, когда их трогает ребенок, оказываются опасными и представляют собой угрозу для ребенка, для него это
означает, что отец и мать сидят там, внутри, и запрещают ему проявлять инициативу и подвижность, что они чинят препятствия его очеловечиванию по их образу и подобию.
Мне пришлось объяснить сыну, что его ударил не отец, а электрический ток, и что если бы отец или я сунули палец в розетку, как это сделал он, нас бы тоже ударило током; я объяснила, что электричество — это полезная сила, имеющая свои законы, которые надо соблюдать и взрослым и детям, и что отец не наказывал его и не сидел в электрической розетке. После этого опыта и объяснений, развеявших его несколько навязчивые ложные умозаключения о родительском присутствии во всех электрических розетках, наш сын научился выключать лампы и тостер так же ловко, как взрослый, избегая в обращении с электричеством ненужного риска.
Магию сменило знание. Ребенок обрел доверие к себе, а когда он хотел поступать, как взрослые, но у него не получалось, то присматривался, а также глазами и голосом просил взрослых, чтобы они объяснили ему, в чем тут дело. Если объяснить ребенку, что отца тоже может ударить током, он уяснит себе реальность угрозы. Эта маленькая история с розеткой подтверждает, что все запреты имеют для ребенка смысл только в том случае, если то же самое запрещено и для родителей. Чтобы
постепенно ребенок начал понимать, что реальность не такова, какой он ее воображает, необходимо вводить ее в язык. Язык возвращает утраченные воспоминания о прошлом, а также планы на будущее и реальные факты, которые ребенок воспринимает только органами чувств, причем часто — ошибочно»Ребенок хочет подражать взрослым, это его обязанность, если можно так сказать. Он должен быть поддержан в своем усилии вниманием и заботой взрослых. Двухлетний ребенок может владеть своими руками и всем телом столь же ловко по отношению к внешнему миру, как и некоторые взрослые. Он получает огромное удовольствие от умения действовать руками. Любимая игра ребенка – с радостью рвать руками бумагу. Дети выказывают иногда бьющую через край радость, когда они достигают такого владения предметами, водой, землей, которая доставляет им человеческую радость первого разрушения, что для них есть необходимая часть созидания. Слова отца и матери относительно этого исследовательского «трогания всего» приносят безопасность, когда
они присутствуют при первых проявлениях наблюдения и творения как пред- изобретательские этапы, хотя в начале эта исследовательская работа предстает как разрушительная. И лишь впоследствии, после того как пройдет определенное время тренировки разрушающего на внешний вид характера, деятельность рук становится конструктивной и собирающей, как, например, в складывании кубиков. Так постепенно, естественная потребность ребенка к свободному перемещению в пространстве, поддерживаемая родителями, орудование с предметами, и оречевление их родителями приводит к тому, что ребенок становится ловким и умным, соблюдает физические законы в соответствии с приобретенным практическим опытом, в частности с законами притяжения, с которыми он начинает считаться.
Начавший ходить ребенок вступает в ту стадию развития, где его задачей является овладение двигательностью и где ему нужно учитывать поведенческие реакции, других живых существ, животных, взрослых и детей. Эти реакции, которых его автономия позволяет встречать в пространстве, воспринимаемые им как необычные, потому что
предстают перед ним вначале как новые, чужие для его обычного семейного окружения. Теперь, когда он осваивает автономное хождение, он испытывает большую потребность в безопасности, чем когда его передвижения обеспечивал взрослый. Поэтому он еще больше нуждается в словах, которые несут ему знания о окружающем его мире, частью которого является он сам, и которые он с каждым днем все больше узнает.
Эти объяснительные слова позволяют ребенку внимательно рассмотреть незнакомое пространство, осваиваемое им каждый день без лишнего страха. Он может его освоить благодаря словесному знанию, дающему ему возможность брать новые высоты в развитии.Еще раз необходимо подчеркнуть, что освоение окружающего пространства начинающим ходить малышом, овладение им жизненно важной двигательности зависит от выбранного способа поведения воспитывающего его взрослого. Прежде всего, роль взрослого –
«обеспечить безопасность окружения для того, чтобы ребенок чувствовал себя как можно более свободным действовать, как ему хочется. Нужно допустить беспорядок, передвинутые предметы, допустить, что он может что-то бросить на пол, чтобы они там
повалялись. Все это предполагает терпимость, которая не свойственна многим, особенно в маленьких квартирах. И тем не менее!» – восклицает Ф. Дольто. «Если бы взрослые знали, что не терпя шум и беспорядок, производимые здоровыми малышами и детьми трех- четырех лет, они вредят умственному и эмоциональному развитию малыша, доверию его
к себе и другим, я уверена, они бы отказались от манежей и воспитания «не трогать» и открыли бы раннее развитие, которое выражается через эту беспрерывную активность, на первый взгляд лишенную порядка.На самом деле, воспитание маленького ребенка, начиная с возраста «все потрогать», возраста начала хотьбы, сводится к предположению его не оречевленной просьбы к взрослому – «Объясни мне, как я могу делать все сам так же хорошо, как ты».

Этому периоду развития ребенка и вопросам его воспитания в этом возрасте Ф. Дольто уделяла большое внимание. В следующей нашей публикации мы продолжим разговор на эту необыкновенно важную тему.

Публикация подготовлена О.Г. Варпаховской на основании текста книги Ф. Дольто Бессознательный образ тела – Ижевск, 2006. — Стр. 98-129.