Когда в 1995 году команда «Зеленой дверцы», ищущая возможность облегчить трудности адаптации малышей к поступлению в детский сад, познакомилась с моделью ранней социализации Ф. Дольто Зеленый дом, ни в Москве, ни в России центров ранней социализации не существовало.
Но возможности, которые открывало социокультурное пространство общения для детей от рождения до 3-х лет и их родителей, а так же беременных женщин, задуманное как переход, мостик между семейным укладом и укладом детского учреждения, где ребенок вступает в самостоятельную жизнь без маминого сопровождения, позволили нам увидеть в модели Зеленого дома Ф. Дольто те условия, которые отвечали нашим целям.
И мы начали осваивать модель ранней социализации. Изначально мы исходили из того, что «социализация — процесс интеграции индивида в социальную систему, вхождение в социальную среду через овладение её социальными нормами, правилами и ценностями, знаниями, навыками, позволяющими ему успешно функционировать в обществе» (Большой психологический словарь,2004 ). Но как нам может помочь модель ранней социализации Ф. Дольто, чтобы «вхождение в социальную систему» малыша, конкретно на пороге первой в его жизни группы детского сада не осталось травмирующей для него и для его матери, когда их буквально отрывают друг от друга.
Постепенно нам открывалось, почему для Ф. Дольто и ее коллег, предложивших Зеленый дом, как место профилактики психосоматических заболеваний и социальных драм определено было местом социализации, ранней социализации для детей от рождения до трех лет со своими родителями.
Для Ф. Дольто социализация – это очеловечивание. Действительно, новорожденный человек является на свет незрелым. У него не развиты именно человеческие черты, которые он обретет в течение первого года жизни: он встанет на ноги, освобождая руки для исследования и взаимодействия с внешним миром, исследования самого себя и овладения первыми словами, адресованные другому человеку.
И эти важнейшие приобретения связаны с тем, что «человеческое Я появляется на свет, благодаря отождествлениям с другими людьми; собственное Я собирается из черт других. Организм захватывается окружающей средой, сливается с ней. На самой ранней дословесной стадии развития личности «Я» жаждет слиться с «другим». В этом возрасте ребенок еще не имеет четкого представления о том, где он, а где другие. Ф. Дольто писала: «Ребенок не знает, кто он. Мы здесь, чтобы он нашел себя и свою идентичность». И эту идентичность ребенок находит благодаря взаимодействию с другими людьми.
Первый этап поиска своей идентичности ребенок проходит через идентификации. Идентификация является доступным для ребенка способом исследования и познания объектов окружающего мира. Идентификации ребенка с другими людьми мы будем наблюдать в «Зеленой дверце» каждодневно у детей и на первом, и на втором году жизни. Вот находящийся на руках матери младенец вдруг начинает плакать, услышав детский плач другого ребенка, даже не видя его. А вот ребенок постарше, уже не только передвигающийся сам, но и готовый покататься на машинке, почему-то не садится на свободную, а выбирает для себя другую, точно такую же, но занятую другим мальчиком, и старается спихнуть его, занять уже занятое другим мальчиком место.
В «Зеленой дверце» мы и родители начали открывать для себя новый взгляд на то, что если один ребенок спихивает другого с машинки, то это не плохое поведение, а доступный для ребенка в этом возрасте способ выстраивания себя, исследования и познания им окружающего мира. Пространство ранней социализации – необходимое пространство, где ребенок начинает выстраивать отношения с другим, обнаруживать свои границы и границы другого, свои желания и желания другого. Оказывается, что в появлении себя, своего собственного Я принципиальную роль играет другой.
Первым другим для ребенка всегда является мать. Любящая, самоотверженно ухаживающая за ребенком она никогда не сможет полностью отдавать ему себя, потому, прежде всего, что еще есть муж, отец и ее отношения с ним. «Отношения мать-дитя – разнородная сфера, в которой царит постоянное напряжение. Нет гармонических симбиотических уз. Отношения Я — другой всегда сопровождается напряжением, — утверждал Ж. Лакан, — даже когда Я и другой – мать и ребенок».
Для ребенка уже за желанием получить молоко стоит не только потребность в утолении голода, но и желание получить признание, абсолютную любовь матери. Так же как за желанием более старшего ребенка «купи игрушку», «дай конфетку» стоит все тот же вопрос: «ты любишь меня? Ты любишь только меня?»
Желание не может быть удовлетворено. Удовлетворить можно не желание, а потребность. Такую цену ребенок платит за вход в мир человека, языка, культуры. Не биологические инстинкты, но только язык формирует человека как личность. Желание запускает все речевые акты человека, включая молчание. «Человек говорит, однако делает это потому, что символ сделал его человеком, … накладывая царство культуры на царство природы».
Пространство социализации одновременно является и местом слова. Именно культурные символы-знаки (и, прежде всего, слова), согласно Выготскому, служат теми психологическими средствами, с помощью которых один человек, воздействует на другого, формирует собственный внутренний мир, в основную структуру которого входят значения и смыслы.
Уже на этапе образных идентификаций происходит формирование символов (слов). Пока это еще не символ, это предшественница символа. Способность существовать в мире символов, отдаленном от мира физических и биологических объектов – это признак развития высших психических функций, позволяющих человеку выстраивать умозрительные модели, преобразовывать мир. Способность идентифицировать объекты символическим способом чрезвычайно важный шаг в развитии интеллекта.
Мать раскрывает ребенку двери в символическую (культурную) вселенную. Появление символических идентификаций осуществляет отождествление не столько с образом, сколько со словом.
Именно именование, имя и представляет собой функцию символической идентификации, находящейся в соответствии с установленным законом языка. Теперь ребенок находит опору в символическом порядке языка. Вот почему вылупление речи и межличностные словесные коммуникации взаимосвязаны. Становление личности и овладение речью взаимосвязанные и взаимовлияющие на развитие личности процессы.
Подчеркивая важность социализации для ребенка с первых дней рождения, Ф. Дольто подчеркивала, что материнское слово также важно для новорожденного, как и материнское молоко. Ж. Лакан выразил эту мысль еще лаконичнее: «Судьба новорожденного – социализация или смерть». Довольно резкое высказывание, но учитывая, как мало внимания уделяют многие родители словесной коммуникации с неговорящим ребенком, а именно младенчество и ранний возраст тот критический период в освоении самой важной для человека способности — речи, без которой невозможно открыть культурную вселенную, оно объясняет выбранную в данном случае формулировку.
Место ранней социализации предусматривает овладение социальными нормами, правилами. И этот вопрос немало обсуждался нами, чтобы понять, как происходит интериоризация необходимых общественных норм и правил. Образ закона всегда отождествлялся с фигурой реального отца, на котором лежала функция установления закона. Ж. Лакан отмечает, что важно не столько появление реального отца, устанавливающего свой закон, а уважение матери к его закону. Лакан говорит не об отце, а об Имени Отца – символической функции, которая способствует обретению собственной идентичности ребенка, своевременному разрыву симбиотических связей и вводит ребенка в область всего социального, культурного, законного.
Законы языка и общества начинают укореняться внутри ребенка по мере того, как он принимает отцовское имя и отцовское «нет». Объект становится желанным только в случае запрета. Желание укрепляется запрещающим его Законом. Оно нуждается в препятствии, которое нужно преодолеть. Ты можешь осуществить свое желание, но другим способом, тем, которое не будет во вред другому.
В Имени Отца присутствует носитель символической функции — тот, кто говорит и отождествляет Закон. Вот почему так важно, чтобы пространство ранней социализации было пространством закона, выраженного в языке, в который ребенок погружается с момента рождения. И «Зеленая дверца» является таким Именем Отца.
Структура пространства «Зеленой дверцы» содержит препятствия-запреты, возрождающие желание и стимулирующие диалог с ребенком и родителями. «Ты можешь кататься на больших машинах, но не можешь выехать за запрещающую к катанию на таких машинках линию». «Если ты решил перекусить, то это можно сделать только в определенном специально отведенном для этой цели месте». «И это делают все, чтобы всем было удобно и безопасно, и это не чья-то личная прихоть».
Поскольку главная функция человеческой речи – символизирующая, ее главная цель не столько в том, чтобы сообщать и передавать закодированную информацию, сколько в том, чтобы устанавливать связь с человеком, которому она адресуется. Установив эту связь с тем, от которого она исходит, происходит такое речевое взаимодействие, которое всегда зависит от обоих участников обмена информацией, всегда межсубъектно и достижимо лишь в диалогическом общении.
Этот важнейший вывод, свидетельствующий о том, что в пространстве ранней социализации необходимо создание атмосферы эмоциональной безопасности и уважительного внимательного слушания другого для рождения искренней правдивой речи, открывающей интерсубъективность и создающей оптимальные условия для развития личности и профилактики психосоматических заболеваний, которые, как свидетельствут Ф.Дольто, возникают от невысказанного или неправильно понятого. Только такая полная речь формирует пространство подлинной коммуникации.
Пространство ранней социализации становится местом психолого-педагогической поддержки семьи, особенно матери. Ведь в первые годы жизни ребенка мать испытывает очень большое не только физическое, но и эмоциональное напряжение. Ведь ежечасно, ежеминутно она перерабатывает сложные чувства младенца, в которых психическое и физическое неразделимы. Мать перерабатывает эти сложные чувства в своей психике, наделяя их значением, и возвращает их назад младенцу в виде приемлемых, переносимых, символизированных частей опыта, имеющих для малыша значение, а значит и смысл.
Стремление матери быть идеальной, которой она быть в действительности не может, недостаточность знаний о закономерностях психического развития ребенка приводит к эмоциональному выгоранию матерей, которое испытывают многие современные матери. Место социализации — место, где мама, наблюдая за тем, как среди других детей и родителей ребенок делает свои первые шаги к пониманию себя и другого, при поддержке специалистов, чувствует себя увереннее, снижая высокую тревожность, причину эмоционального выгорания.
Присутствие закона в «Зеленой дверце» позволяет ребенку, до того, как он неподготовленным окажется в ситуации резкого разрыва с матерью, принять необходимые ограничения, научиться слышать и слушать, получить опыт безопасного общения с различными детьми и взрослыми и главное, быть готовым спокойно находиться определенное время в отсутствии матери.
В 1921 году З. Фрейд писал: «в жизни человека всегда присутствует другой; меня нет и быть не может без другого». А еще раньше в 1807 году Г.В. Ф. Гегель заметил: «я есть благодаря тому, что меня признает Другой».
Так постепенно проясняется для нас важность и смысл пространства ранней социализации, которое выстроено для того, чтобы все мы, и наши посетители, и маленькие, и большие, осознали важность для всех нас созидающей, оздоравливающей, открывающей новые смыслы ценность говорящего с нами другого человека.
Что для того, чтобы на пороге первой в жизни малыша двери детского сада он был бы спокоен, готов к безопасной жизни среди других детей и взрослых важно, чтобы и он, и мама к этому моменту открыли для себя созидающую роль тех, кто рядом с нами. И были бы открыты к взаимообогащаемому общению.
Ф. Дольто утверждала: «И здоровье, и болезнь – это результат межличностных отношений, связей складывающихся у детей со взрослыми, и у взрослых с детьми. Необходимо работать над пониманием и оздоровлением этих связей». Это большая и ответственная работа, но очень нужная, и мы ее продолжаем.
Публикация подготовлена О.Г. Варпаховской.