ВСТРЕЧА*

Лемох К.В. Новое знакомство.

  Человек родился. Появился на свет новый представитель рода человеческого.  Произошла Встреча, Событие. Важнейший этап развития человека. В крестьянской семье, в далеком XIX веке, придавали большое значение этому событию. На картине «Новое знакомство», написанной автором в 1885 году,   мы можем видеть, как только что родившегося человека встречают его братья и сестры. Сколько глубоких чувств запечатлено на этой картине! Чувствуется важность момента для всех участников. Дети ждут первой встречи с новорожденным настороженно, побаиваясь. Но бабушка помогает произойти этой встрече, давая опору внучке, обнимая ее нежно, ласково и, в тоже время, нежно, ласково говоря с ней. Может быть, о любви и к старшей внучке и к малышке, а  малышу говорит о его сестренке. Может быть об отсутствующем отце. Этот неспешный соразговор, диалог, который бабушка ведет, склонившись к обоим внукам, чудесным образом слышим смотрящим  на картину. Слышен тихий, спокойный, ласковый голос. И хотя на лицах детей, ждущих своей очереди лично познакомиться с новым членом семьи, отражаются разные чувства, но остается впечатление, что мудрая бабушка для каждого ребенка найдет нужные слова для того, чтобы Встреча состоялась для каждого из них.

Да, теперь мы встречам новорожденного в гораздо более комфортных условиях, но так же ли мы внимательны к проявлениям чувств новорожденного и тех, кто его принимает в свой дом? Наша жизнь стала комфортнее, но стремительнее. Мы чаще всего куда-нибудь торопимся. А Встреча требует времени и пространства. Встреча требует чуткости к речи, умению выслушать высказывание того, кто говорит и не бояться высказать себя в соразговоре, равноправном  диалоге.

О важности Встречи в жизни людей, а в особенности жизни самых маленьких отмечали в первую очередь великие педиатры: Я. Корчак, Э. Пиклер, Ф. Дольто. Те, кто видели в своих пациентах не только страдающее тело, но и страдающую личность. Уважаемую личность. Корчак писал о том, что любовь к ребенку без права на уважение к нему – это не любовь. Эмми Пиклер самым первым принципом отношения к ребенку провозглашала принцип заботы с уважением. Ф. Дольто добавляла – с самого рождения ты, только что родившийся младенец,  обращаешься  ко мне своей дословесной речью, а я слушаю и отвечаю тебе, потому что уважаю тебя и принимаю говорящим существом.

Э. Пиклер уже в 40-е годы XX века  писала, что «в наше время безумных скоростей мы с вами и наши дети только выиграют, если мы будем снижать скорость чуть чаще. Мы взвинчиваем самих себя и своих детей, разрываясь между задачами, перескакивая с одного действия на другое, создаем суету и ощущение беспорядка. Перевозбужденные большим количеством стимулов дети, становятся капризными, а их матери/воспитатели ощущают стресс».

Принципы, подходы Э. Пиклер и Ф. Дольто к взаимодействию с младенцами очень близки, когда они обе говорят о необходимости обращаться к ребенку и ожидать ответ от него, быть вместе с ребенком, а не вместо него.

Приведу пример взаимодействия с ребенком отражающий такой подход.

«Хлои была няней 12-месячного Ангуса. Его мама сказала ей: “У него сегодня сопли, а он терпеть не может вытирать нос, так что ты уж постарайся”.  Хлои заметила, как мама Ангуса (нежно) отклоняет левой рукой его голову назад, а правой вытирает нос. Вполне понятно, что мальчик сопротивляется такому “захвату”. Когда Хлои заметила у него сопли, она достала платок и протянула его на раскрытой ладони. Она показала платок Ангусу и тихонько сказала: “Ангус… у тебя сопли… нам надо вместе их вытереть”.  И она подождала. Ангус посмотрел на платок, а затем на Хлои. Она все еще ждала. Он снова посмотрел на платок,… а потом опустил в него свое маленькое личико, чтобы они смогли вытереть его сопли вместе. Наблюдать ребенка, которому дают возможность взаимодействовать просто чудесно» Источник: https://vk.com/detypsy?w=wall-19864279_4205.

Жизнь младенца – это повседневность. То умывание, то смена подгузников, то кормление, то подготовка к купанию, то ко сну. И каждая минута его жизни может быть соразговором, встречей двух слышащих друг друга людей, а может быть лишь заботой о ценном, но бессловесном объекте, лишенном  человеческого языкового обмена. Пока ребенок не говорит словами, он сам речь, утверждала Ф.Дольто. Эту речь мать может научиться читать, внимательно относясь к дословесным посланиям малыша.  Тогда ребенок становится  активным партнером и участником всех событий, тем более, если мама или другой, ухаживающий за ребенком взрослый,   «предоставляет ребенку время на осмысление происходящего, на реакцию, на действие», подчеркивала Э. Пиклер.

Ребенок развивается от встречи к встрече.  Он призывает ее всеми возможными ему способами, а мама все лучше и лучше начинает понимать его язык. Эти встречи снимают тревогу непонимания и у мамы, и у малыша. Мама все больше и больше узнает о ребенке. Начинает принимать его таким, какой он есть, а младенец все больше и больше понимать маму, а через нее себя и окружающий мир.

«Мы, взрослые, часто не доверяем возможностям собственной активности младенца и ребенка раннего возраста. Торопимся направлять его внимание, прерываем. Родители уверены, что относятся к своим чадам с уважением. Но если повнимательнее присмотреться к любящим и желающим добра родителям, то можно увидеть, как они частенько прерывают игру своих детей, даже не задумываясь, и ведут себя иной раз таким образом, что это вряд ли можно назвать уважением.

Родителям нет необходимости развлекать своих детей: находясь в богатой для развития среде и имея возможность свободно ее исследовать, дети вполне способны самостоятельно «развлекать» самих себя. Кроме того задумайтесь, а что если наша «забота и помощь», которую мы даем детям, безусловно с любовью и лучшими намерениями, на самом деле является вмешательством в священный процесс?» Эмми Пиклер

Встреча – это и тогда, когда мы, уважая ребенка с рождения, да и на внутриутробной стадии тоже, признаем ребенка говорящим существом, имеющим право на свое желание, предоставляем ему время и пространство для выражения себя, не вмешиваемся в его действия, но откликаемся и взаимодействуем.

«Всякая подлинная жизнь есть встреча» М. Бубер. И от каждого из нас зависит состоится ли она или нет.

*Встреча — от старославянского Сърешти —  соразговор, диалог.

 Встреча — первоначально имело ещё и смысл – Счастье. В сербскохорватском языке  это слово и сегодня означает Счастье. Среча — Счастье. Александр Мишутин