30.11.23г. в «Зеленой дверце» прошел семинар «Все это язык», посвященный 115-летию со дня рождения Ф. Дольто и выходу в свет, впервые на русском языке, ее книги «Все это язык».
Он прошел в атмосфере праздника, о чем говорили и писали нам в отзывах его участники: «Спасибо за встречу, было очень интересно и тепло». «Благодарю за удивительную встречу в открытой и доверительной атмосфере». «Спасибо огромное за встречу!!! Процветания!»
Мы рады, что наш семинар стал Встречей специалистов и родителей, объединенных стремлением искать ответы на вечные вопросы, ставящие и родителей, да и специалистов, в тупик. Встречей с теми подходами к воспитанию детей, которые открывала в своей практике и теории Ф.Дольто.Эта атмосфера праздника, противопоставленная повседневности, этот отрезок времени, характеризующийся радостью и торжеством, выделенный в потоке времени в память о Ф.Дольто и ее деле, помогли созданию совместного пространства доверительного диалога, необходимого для поиска решения столь важных и столь трудных проблем воспитания ребенка с рождения. На какие вопросы мы искали ответы, и как Ф. Дольто помогала нам в этом?Вопрос первый. Дети все разные, нет одинаковых детей, а поведение, которое мы называем трудным, чаще всего бывает типичным, в том смысле, что его мы можем обнаруживать у многих детей и, что особенно тяжело для родителей, потому-то и обозначается оно как трудное, что повторяется с завидной постоянностью. Мы, кажется, и так, и сяк, а ребенок как капризничал, так и капризничает, как толкал младшую сестренку, так и толкает.Вопрос второй. Если мы отмечаем, что у разных детей наблюдаются общие проблемы, значит можно найти единые рецепты для всех детей и на все случаи жизни? И таких рецептов можно найти множество. Но они почему-то не работают.«Дети — это мира нежные загадки, и в самих загадках кроется ответ», — писала 18-летняя Марина Цветаева в 1910 году. Ф. Дольто было в это время два года. В 1985 году, за три года до смерти, Ф.Дольто, выходит ее книга «La cause des enfants», переведенная на русский язык как «На стороне ребенка». В ней она пишет: «И здоровье, и болезнь – это результат межличностных отношений, связей, складывающихся у детей со взрослыми и у взрослых с детьми», подчеркивая, что если мы хотим отгадать загадки детей, то для этого необходимо обратиться к самому ребенку. И более того, искать отгадку можно только выстроив с ним равноправные взаимоотношения. И как напутствие, в каком направлении мы должны действовать, прибавляла, что «необходимо работать над пониманием и оздоровлением этих связей», которые складываются между детьми и взрослыми. А взаимоотношения, связи между детьми и родителями складываются не только как телесные, но и речевые. Даже когда в младенчестве ребенок еще не владеет вербальной речью как таковой, он сам есть речь, он говорит языком своего тела. Вот чем руководствовалась Ф.Дольто, когда помогала детям и родителям преодолеть самые сложные нарушения межличностных отношений, приводящих уже и к соматическим и психическим нарушениям. Будучи существом говорящим, ребенок об(реч)ен на речевое взаимодействие с другими людьми. И это естественный закон природы. Какие бы индивидуальные особенности ребенок не имел, его такой же важной потребностью, как пища, кислород, является потребность в словесном общении. Именно в общении, а не в оглушении входящего в мир нового человека односторонней монологической речью взрослого, не предусматривающего на свой монолог никакого ответа. Ребенок чаще всего своим «упрямством», «капризами» отвечает на то, что его не только не слышат, а и не предполагают от него никакого ответа. «Глупенький, раз ничего не говорит, то и ничего не понимает».Чтобы с самого рождение ребенок мог почувствовать, что принят другим человеком и, прежде всего, своими родителями, как говорящее существо, имеющее возможность выразить себя и быть услышанным взрослыми, необходимо не столько говорить с ребенком, сколько его слушать. Важно, чтобы родители слушали новорожденного с самого рождения, с самого первого крика-зова к собеседованию. Призывы к подростку, давай мол поговорим, вряд ли будут встречены им с пониманием, если в раннем детстве он не находил ответов на свои невербальные вопросы. Подросток уже привык жить, не слыша другого человека, у него почти исчезла потребность во взаимопонимании, а мы, взрослые, продолжаем свои монологи о том, каким ребенок должен быть, не имея никакого представления о том, о чем этот конкретный Вася или Петя думает и силится сказать нам. Мы, по незнанию своему, так и не учимся слушать детей, а учимся говорить, каким ребенок должен быть по единому правильному для всех рецепту. Чтобы не ходить по кругу в поисках правильных рецептов для всех, которых не бывает, Ф. Дольто обращала наше внимание на то, что разговаривать – это слушать и отвечать. Когда наш разговор с ребенком включает оба эти компонента, только тогда могут выстраиваться здоровые межличностные взаимоотношения, связи, служащие опорой для благополучного развития человека. В книге «Все это язык» Ф. Дольто писала об этом так: «Если бы никто ребенку не отвечал, если бы мы просто повторяли то, что он говорит, мы не смогли бы обеспечить психический контакт, действительно ценный для психики ребенка, контакт с тем, кто уважает его существо, кто выражает иное желание и сообщает ему об этом»Научившись отвечать уже на вопросы младенцев, тогда когда это так нелегко, мы станем (ответ)ственными родителями, понимающими и принимающими вопросы и желания растущих детей, и умеющими говорить с ним и о желании самой матери, и других людей, чтобы дети могли расти счастливыми и здоровыми среди других детей и взрослых.В завершение семинара, его участники разбирали примеры конкретных трудных случаев, встречающихся в семье кровной и приемной, детском саду, других общественных пространствах. Рассматривали, как влияет на ребенка его поступление в детский сад, выход мамы на работу, появление в семье брата или сестры, и как вовремя сказанное слово, иногда и в ответ на немой вопрос, помогает ребенку справиться с травмирующей ситуацией, предотвратить ее дальнейшее развитие.
Особенно внимательно слушали и обсуждали участники семинара конкретные примеры трудных случаев, которые представляли специалисты.
Дискуссия продолжается…
Обзор подготовила О.Г. Варпаховская