День рождения Ф. Дольто

Ф. Дольто родилась в 1908 году, 6 ноября.  В 1979 впервые в мире открылся Зеленый дом – центр ранней социализации для детей от рождения до трех лет, их родителей и беременных женщин, благодаря стараниям Ф. Дольто и ее единомышленников.   Эта новая форма поддержки семьи с детьми,  с момента рождения малыша, и даже той семьи, которая этого малыша только ожидает, мгновенно завоевала симпатии специалистов, работающих с ранним детством, родителей и самих малышей.

 Еще до рождения Ф. Дольто, в 1901 году во Франции была юридически зарегистрирована государственная  «Ассоциация раннего детства и родительства». Эта структура содействовала организации разнообразных мест приема для родителей с детьми раннего возраста и, тем не менее,   с открытием первого Зеленого дома в Париже  по всей Франции в 80-е годы были открыты  более 300 Зеленых  домов, а так же и в других странах мира: Бельгии, Италии, Швейцарии, Канаде, Японии, Армении и др. В 1995 году открылась и наша «Зеленая дверца».

Почему Зеленый дом завоевал такой интерес и у специалистов, и у родителей в стране с таким серьезным внимание к раннему детству? Почему всемирная организация ЮНЕСКО, 10 сентября 2005 года в Париже на конференции, посвященной великим женщинам ХХ века, в числе этих немногих,  назвала имя Ф. Дольто?

Потому, что эта великая женщина, врач-педиатр, руководимая желанием облегчить страдания своих маленьких пациентов и их родителей, обладая огромным опытом практической работы с детьми, наблюдая, как связаны телесные недуги малышей с их отношениями  с родителями, другими членами семьи; как их физическое развитие неразрывно связано с развитием психики ребенка, смогла найти  ключ к облегчению тех самых обыденных повседневных страданий, захватывающих все существо человека.  Она нашла тот самый главный фактор целостного развития ребенка, который все время ускользал из круга внимания узких специалистов. Врачи лечили тело, психологи изучали психические процессы, изучали закономерности поведения и деятельность людей, их групп, а в школе учили грамоте. Этим фактором оказался язык. Да, да тот самый язык, который мы учим в школе – «жи-ши» пиши через «и».

Да, о важности языка, речи, слова уже говорили и Л. Выготский, и З. Фрейд, и Ж. Лакан, и др., но именно Ф. Дольто описала в своем труде «Бессознательный образ тела», как происходит становление социального, говорящего существа и как символическая, словесная, жизнь человека связана с его телесной жизнью.

Она описала как с момента рождения, когда ребенок обретает свой голос и входит в поле языка, слыша  обволакивающую материнскими фонемами речь, ощущая ее запах, он стремится ответить матери на своем невербальном языке, и ждет ответных для  него слов. Он ждет подтверждение тому, что он услышан.  Именно качество межличностных связей, прежде всего символических, с самого рождения, утверждает Ф. Дольто, и есть причина и многих болезней, и здоровья. «Психические потребности, неразрывно связанные с телесными, есть результат межличностных отношений, которые посредством языка соединяют организм человека, его тело, и душу в единое целое». Ф.Дольто.

«Бессознательный образ тела» Ф.Дольто — это труд, обращенный ко всем специалистам, работающим с детьми, прежде всего с младенцами и детьми раннего возраста, чтобы они могли помочь  их родителям  лучше понимать своих, входящих в мир,  детей. Чтобы родители смогли  научиться слушать несловесные еще послания малыша, чтобы каждый родитель узнал, как важно  с первых минут жизни  его ребенка, стремиться понимать его несловесные послания и отвечать на них. Взаимопонимание, детско-родительские взаимоотношения складываются именно сейчас, до того, как ребенок заговорит. Вся деятельность Ф. Дольто показала, что наше представление о том, что если ребенок не говорит, то он и не понимает и, тем более,  не может ответить — ошибочно. Именно недопонимание детей родителями  приводит  и тех и других к болезням тела и  душевным страданиям.

«Бессознательный образ тела» – это работа, направленная на то, чтобы обратить внимание на роль происходящего в повседневности. Повседневность  ускользает от нас, она для нас принадлежит незначительности, тогда как в жизни самых маленьких именно она, повседневность,  расставляет важнейшие вехи; именно повседневность и может быть местом всякого возможного значения для малыша. Именно для того чтобы поддержать семью с малышом в ее трудной повседневной  жизни, помочь ей предотвратить возможные болезни души и тела, возникающие,  из не замечаемого,  в повседневности и написана Ф. Дольто эта работа и создан Зеленый дом.

Зеленый дом – это как раз то пространство повседневности, где детям и родителям предоставляется возможность  быть свободным в своих собственных желаниях, находясь в пространстве других, таких же детей и родителей. Здесь ребенок попадает в пространство языка и речи,  так необходимых для его развития. Благодаря языку он входит в мир культуры, где он будет принят и понят другими. Вхождение в культуру начинается даже не с книги, не с музея или концертного зала, наиважнейших институтов культуры, а с отношений в семье,  с самых первых звуков, обращенных членами семьи к ребенку, а ребенком к тому, кто не только заботится о новорожденном, но с первого мига его рождения погружает его в атмосферу человеческих отношений принятия этого чуда новой жизни со всеми его особенностями, таким,  какое он есть.

В пространстве Зеленого дома ребенок расширяет возможности общения, не ограничивая их только членами своей семьи. Здесь он имеет доступ к другим людям, а пространство Зеленого дома подтверждает его право на собственное место в мире, в котором живут другие люди, а не только его близкие,  и это происходит в присутствии тех, от кого зависит его внутренняя безопасность. Более того,  Ф. Дольто подчеркивала, что «ничто не способно заменить для ребенка посещение  внесемейного мира, что не означает быть оторванным от своей семьи и в особенности от матери, которая есть гарантия его живой целостности».

Здесь он сталкивается с запретом на действия во вред своему собственному телу, а также миру живому и неживому. В тоже время малыш переживает  инициацию свободного двигательного удовольствия, разделенного с другими в речевой коммуникации, где каждый получает удовольствия от согласия с другим. Не всегда родители справляются с тем, чтобы помочь ребенку выдержать испытания запретов. Зеленый дом, его пространственная структура и правила, профессионалы, принимающие посетителей Зеленого дома, поддерживают родителей. 

Созданный Ф. Дольто и ее командой Зеленый дом  является не только местом слова, но и местом правдивого слова. Открыв, что слова, произносимые человеком, являются связующим звеном между телом и психикой, она утверждала, что слово, обращенное к человеку, и в первую очередь к ребенку, должно быть правдивым. Она писала об этом так: «Правда не может травмировать. Это может быть больно, может сильно расстроить, заставить расплакаться, потому что это сложно, но это не может его разрушить. Ребенок всегда интуитивно знает правду.  Это так просто сказать правду, ведь она создает этого ребенка. Это настолько просто, что иногда обескураживает. Это также просто как дважды два. Людям надо всего лишь говорить правду. Там, где есть слово, негативные эмоции становятся переносимее, их переживание приобретает смысл и полезность».

Сегодня мы рассказали Вам, дорогие друзья «Зеленой дверцы», о том, что особенно значимо для нас в наследии Ф. Дольто и что мы стремимся воплотить и в нашу жизнь в «Зеленой дверце».

В 1901 году во Франции была создана «Ассоциация раннего детства и родительства», чтобы поддержать семьи с маленькими детьми. Но у родителей с маленькими детьми до сих пор остаются проблемы. Вспоминая сегодня Ф.Дольто и ее вдохновенный труд на благо человека – и младенца, и взрослого – мы были бы рады тому, чтобы и в нашей стране развивалась  бы сеть Зеленых домов, так нужных и нашим детям,  и  их родителям.

Кто с нами? Присоединяйтесь.

Материал подготовила  О. Варпаховская

19.11. 22.