26.11.2014г. в «Зеленой дверце» прошел очередной семинар «Я и мама: ребенок открывает мир отношений» и был посвящен 106-летию со дня рождения Ф.Дольто.

20141126_170641

26.11.2014 года в «Зеленой дверце» прошел  очередной семинар из цикла  «Мы и наши дети: проблемы детско-родительских отношений». Семинар  «Я и мама: ребенок открывает мир отношений», был посвящен 106-летию со дня рождения Ф.Дольто.

Значение наследия Ф.Дольто для всех нас заключается в том, что развитие ребенка (прежде всего, новорожденного), обеспечивается не только заботами родителей по  уходу, обеспечению питанием, и прочим необходимым заботам о его физическом теле, а главным образом тем качеством отношений, которые создаются у него с матерью, а в дальнейшем с другими окружающими его людьми.

«Человек может сказать “Я” потому, что в тот самый момент, когда он дышит общим воздухом,  двигается и развивается среди других, он желает такого общения и такого отношения с другими людьми, которое изменяет его, когда он взаимодействует с ними».

Дольто не только заметила, как ребенок, сам еще не владеющий вербальной речью, стремится к диалогу  всеми ему доступными средствами и, конечно, прежде всего, языком плача и тела, но и показала, что для не говорящих вербально детей все – язык, посредством которого ребенок обращает к нам свою речь. Нам надо только начать слушать его и вступать с ребенком в диалог, чтобы он мог, с помощью взрослых, понять окружающий мир и себя в этом мире.

Семинар привлек внимание и родителей, и педагогов, и психотерапевтов.

С интересом участники семинара посмотрели отрывок из большого видеофильма о жизни и творчестве Ф.Дольто.

ноябрь 2014 015

Сообщения принимающих «Зеленой дверцы»  о взгляде этого уникального специалиста  на закономерности развития ребенка младенческого и раннего возраста были выслушаны с интересом. Вот некоторые положения докладов:

  1. Рождение – первое серьезное испытание, которое выпадает на долю новорожденного. В момент рождения ребенок открывает ощущения, о которых до сих пор он не имел понятия: свет, запахи, тактильные ощущения, ощущения давления и притяжения и сильные и четкие звуки, воспринимавшиеся им до сих пор приглушенно. Самым отмеченным слуховым элементом будет, вследствие его повторяемости, звук его имени, означающее его существование в мире для родителей. Означающее также его пол, поскольку первое, что он слышит: Это мальчик! Это девочка! Это имя и это качественное обозначение, обозначение его пола, произносятся голосами, оживленными радостью или настороженностью, говорящими об удовлетворенности или неудовлетворенности окружения; и мы убеждаемся с каждым днем, насколько груднички хранят «записанными», как на магнитофонной ленте, где-то в коре головного мозга эти первые означающие радости для ребенка или настороженности, или даже горя или тревоги, что для них уже является представлением собственного горя и тревоги.

13536_19082_rody

 

  1. Грудничок не может жить без заботы о его теле и без общения, поэтому посредством всех частей своего тела он стремится, на сколько это возможно, пообщаться в свое удовольствие с теми, кто за ним ухаживает. Общение с ребенком дает ему понять, что его уважают и так с первых дней его жизни закладываются особые свойства его личности. Ребенку становится ясно, что, как и окружающие его взрослые, он имеет право жить, выражать себя, двигаться, он осознает, что его уважают и относятся к нему терпимо, даже когда не понимают.

baby1

  1. Тем, кто осуществляет родовспоможение и уход за новорожденными в первые недели, приходится узнать решительно все об этом существе, которое никогда не бывает похоже ни на одно другое; младенец — это не только он сам (она сама), но и его мать и отец, присутствующие или отсутствующие. Он совершенно не такой, как другой младенец, с другим отцом и с другой матерью. В этом случае ни индивидуум, ни особая связь человека с матерью и отцом не должны подчиняться общим для всех теориям. Конечно, всем людям предстоит пройти в своем развитии одни и те же этапы, но в разном ритме. Необходимо поддерживать именно структурирование личности посредством новой радости, посредством связей ребенка с теми, кто являете его родителями и воспитателями. Прежде всего — язык, но язык опосредованный телесным контактом.

baby

  1. Роль матери в приобщении к языку является первостепенной. Это не очень известно мамам. Важно, чтобы после каждого кормления в момент, когда ребенок, очень оживленный до сна, любит уже вступить в разговор – что для него есть манипулирование предметами и рассматривание себя в лице матери, она ему называла все предметы, которые он берет в рот, обозначала их имя, вкус, какие они на ощупь, цвет. Ребенок учится давать эти предметы маме, как бы он ей давал ложку с пищей. И мама, возвращая их ему, затевает игру, которая состоит иногда в том, чтобы неожиданно бросить предмет за борт: в точности так же, как во рту, после какого-то времени пребывания пищи, где с ней что-то происходит, пережевывания челюстями и языком, она исчезает посредством глотания в желудке.

iskusstvennoe_vskarmlivanie_detej

  1. Напротив, и это надо сказать, если мать не разговаривает с ребенком во время вскармливания, лаская его непрерывно, или во время ухода за ребенком, вследствие депрессии, проявляет себя полностью безразличной к нему — это не способствует благоприятному отнятию от груди ребенка и правильному протеканию дальнейшей социализации, вербального поведения и развития двигательной способности.

5d21d38bc9cc

  1. Дольто обращает наше внимание на то, что до сих пор даже специалисты не очень интересуются индивидуальным развитием и самовыражением ребенка; они только ориентируются в каждом отдельном случае на те нормы, которые все еще остаются для всех идолами. Но самая главная беда современного знания о развитии младенцев и детей раннего возраста — это то, что  псевдознание  о детях вообще  подменяет  внимание специалистов  к сфере взаимоотношений между конкретным ребенком и его матерью, к желаниям матери и ребенка с самых родов и даже раньше — во время беременности.

Почему повторяются одни и те же ошибки? Это идет от нехватки языка, от нехватки уважения к только что родившемуся человеку. «Мы, врачи — об этом нужно твердить все время! — призваны с момента рождения служить отношениям младенца с матерью, в чем бы они ни заключались. Мать не хочет кормить грудью? Что ж, медицинский долг — помочь ей отказаться от грудного кормления, потому что таково ее желание, а все, что относится к ребенку, должно входить в сферу ее желаний: на протяжении девяти месяцев внутриутробной жизни он находился у нее внутри, у них было общее кровообращение, и теперь он продолжает соглашаться с ее глубинными желаниями; итак, следует поддерживать ее глубинное желание во что бы то ни стало. В то же время по мере возможности надо поощрять близость младенца к телу матери и желание матери говорить с младенцем».

Эти и другие положения, высказанные Ф. Дольто в ее работах, вызвали горячее участие и активное обсуждение.

ноябрь 2014 060

Внимательно слушают сообщение Ольги Гульняшкиной.

20141126_172301

Обсуждение сообщения Ольги Варпаховской.

ноябрь 2014 047

Есть чем поделиться педагогу Алле Резниковой.

ноябрь 2014 045

Игротерапевту Елене Богиной и арт-терапевтуСветлане  Копиной.

20141126_171114 ноябрь 2014 027

В конечном счете, все мы мамы, бабушки, настоящие или будущие: есть над чем задуматься.

ноябрь 2014 038

Поэтому и в перерыве обмен мнениями продолжался.

В результате общей дискуссии участники семинара согласились с высказываением Ф.Дольто о том, что «проблема гуманизации раннего детства не получила приоритета». Эта мысль  и сейчас остается  актуальной. Важнейшее условие гуманизации раннего детства – «удачное решение проблемы расставания матери и ребенка». Дольто подчеркивает, что неподготовленное расставание матери и ребенка, которое многим представляется мало значительным,  замалчивается, маскируется, тогда как именно здесь берут истоки терпимость к другим, взаимопомощь, структурирующая личность дружба; удачная интеграция детей, как активного начала, как творцов и самостоятельных личностей в общество одного с ними возраста. Доброжелательные отношения  между взрослыми людьми, мужчинами и женщинами, которые рано или поздно становятся родителями,  могут инициировать своих малышей, например, к удачному сотрудничеству в жизни разных поколений, что происходит, когда интересы и удовольствия и тех, и других могут быть обоюдно разделены тогда и там, где это нужно».

Следовательно, если мы хотим, чтобы наши дети смогли вырасти творцами, самостоятельными личностями, готовыми к диалогу с людьми и младшего, и старшего поколения, мы должны обратить внимание и специалистов, и общественности не только на материальную помощь семьям с детьми раннего возраста, но, самое главное, на то, что дети этого возраста не объект нашего ухода и умиления, а равноправные личности, нуждающиеся в уважительном диалоге с ними уже сейчас.

deti_57457

Расставались в надежде на то, что  на следующем семинаре цикла мы продолжим обсуждение этой важнейшей темы: детско-родительские отношения в самом раннем периоде детства.