День Знаний.

Дорогие друзья «Зеленой дверцы»!

Два года назад, когда мы поздравляли наших посетителей с Днем Знаний, мы писали,  что  это праздник не только тех, кто учится за партой или в студенческой аудитории, но и тех, кто учится всегда и везде. 

Новый портфель  и тетрадки, красивая прическа и наглаженная рубашка, — все это создает атмосферу праздничности, торжественности. За праздником начинаются будни. Готов ли ребенок к изучению нового, к открыванию закономерностей, соблюдению правил? Путь познания начинается не в школе, и не в детском саду, он начинается именно в семье, с первого крика новорожденного.

Младенец, с точки зрения современной психологии, равноправный член общества, которому любовь и признание так же необходимы, как и каждому взрослому человеку. Ребенку очень важно общение. Очень трудно увидеть мир глазами ребенка. Но когда удается вместе с ребенком открывать мир, находить новые смыслы и краски, счастье взаимопонимания переполняет младших и старших!

Как часто мы, родители, указываем маленькому человеку, что хорошо, что плохо, как надо и как не надо себя вести. И хотим, чтобы ребенок в любой момент послушно выполнял наши задания. Раньше в школе еще и отметку ставили за послушное или непослушное поведение.  Да и сейчас разве не так уж редко можно услышать от  мам: «Он меня совсем не слушается».

А с самых первых дней своей жизни ребенок  копирует поведение родителей.  И мы знаем об этом очень хорошо. Но разве редко можно наблюдать в семье такую картину, особенно в семьях с детьми младшего школьного возраста: папа, лежа на диване, конечно, уставший после работы, с этим никто не спорит, и, смотрящий при этом в телевизор, говорит своей дочке школьнице: «Ты почему не читаешь книгу, тебе же задано?». Или мама упрекает сына: «Ты почему не убрал в своей комнате?», а при этом в маминой комнате тоже непорядок. Казалось бы, ерунда, мелочь. Но независимо от наших проблем биологический закон копирования поведения родителей действует. Действия взрослых оказываются сильнее слов. Проходят годы, дочка не читает книжек, а сын не убирается в своей комнате по своей инициативе.

Так что слова – пустой звук?  Попробуем разобраться. Вернемся к первому крику малыша, зрение которого еще не очень хорошо развито к моменту его рождения, но он уже достаточно хорошо слышит, различает запахи, чувствует прикосновения. В первые минуты после рождения малыш способен ощутить, как принимает его мир, в который он пришел.

Ребенок пришел в нашу семью. Он привыкает к голосам самых близких ему людей. Интонации общения членов семьи и интонации, обращенных к ребенку слов вызывают в нем отклик.  

Слово не пустой звук. Ритмичная мелодичная речь колыбельной, первых потешек,  позволяет пробудиться в ребенке человеческой потребности понимания смысла происходящего. Устная, звуковая речь необходима малышу, чтобы  «понять, что творится на свете». Ребенок начинает творить речь самостоятельно в ответ на общение с ним взрослых.  Он зовет к диалогу, когда гулит и агукает, к диалогу, в котором только и могут развиваться речь и мышление.

Бывает, что подрастающим малышам часто показывают  мультики. Их любят и взрослые, и дети. Но когда малыш один сидит перед экраном, он пассивный наблюдатель. Важно, обмениваться впечатлениями с ребенком,  интересоваться его ощущениями, его мыслями об увиденном. Чтобы ребенок лучше продвигался в освоении себя и мира — самое главное – это его беседы с вами, дорогие родители. Только когда вы говорите с ним, и он уже пытается вам рассказывать о том, что увидел или пережил, он учится мыслить, осваивает (делает своим) тот основной инструмент, без которого нет возможности понимать и творить самому. Вспомните, какие изумительные примеры словотворчества приводит К. Чуковский в своей книге «От двух до пяти».  Возможность строить уникальные модели мира дает ребенку символическая функция речи.

Ребенок с развитой устной речью, где возможны варианты, как это происходит в сказках, в фольклоре вообще, освоит чтение и письменную речь легче, глубже и радостнее.  Мало научить человека читать и писать, необходимо помочь ему встретиться с радостью понимания прочитанного и сказанного, умению  размышлять. Все эти навыки закладываются на этапе освоения и широкого использования устной речи, этапе, который приходится на развитие ребенка исключительно в семье.

Вот и получается, что познание себя и мира ребенком начинается в семье и стоит оно на крепких основах биологического закона подражания – делай, как мама и папа — и сугубо человеческой способности понимания, рождающейся, как результат смыслового восприятия речевого сообщения – и я могу узнавать и создавать смыслы.

 Если родители постоянно общаются с ребенком, стараются объяснять ему  происходящее, то действия ребенка и окружающих приобретают смысл, а не носят характер принуждения. А как иначе сформировать самоуважение и уважение к окружающим?  Речевая коммуникация вводит ребенка в структуру языка, осваивая которую,  дети успешнее структурируют свое поведение и формируют свои представления об окружающем мире. Так открывается перед нами, взрослыми, и  важность нашего личного примера в нашей повседневной жизни, и наше совместное с ребенком увлеченное путешествие в волшебный мир творящих чудесные открытия слов.

В слове звуки встречаются со смыслами, и именно вы, родители, можете первыми открыть своему малышу эту тайну. Ведь своим сердцем, полным любви, вы сможете открыть любовь в ребенке, ту любовь, без которой не приходит радость познания себя и мира.  Это и есть самая важная предпосылка, которая  на сухом языке психологов и называется познавательной мотивацией, именно ее передают родители своим детям.

Так задолго до учебы в школе именно родители закладывают эмоционально-познавательный фундамент личности своего ребенка.  Да, родители — не профессиональные  учителя, но именно они самые первые и самые главные люди, которые помогают ребенку создавать свою картину мира и укреплять свое место в ней.  Именно атмосфера семьи, ее ценности и традиции – та основа, которая в первую очередь нужна малышу, чтобы он смог идти навстречу миру с радостью, не сомневаясь в успешном результате потраченных им усилий.  И главные помощники ему в этом — пример родителей и в слове, и в деле.