Диалог или желание говорить.

«Жизнь – это гул голосов». 

М. Бахтин 

Приглядитесь внимательно к младенцу, который смотрит на мать, разговаривающую с ним. И вы заметите, что он смотрит ей прямо в глаза, а крошечные губки пытаются двигаться согласно движениям губ матери. 

Ребенок рождается на свет с огромной потребностью слышать и говорить. Так почему же так много детей начинают говорить все позже и позже? В школе так много проблем с изучением русского языка, а от подростков слова не вытянешь. 

Чаще всего можно услышать на эти встающие все с большей остротой вопросы такие ответы: плохая экология, родовые травмы, гаджеты и т.п. 

Да, все эти факторы влияют на развитие ребенка и развитие речи в том числе. Но где он системообразующий фактор? На что мы меньше всего обращаем внимания, когда речь идет о речи и мышлении малыша, да и тех, кто взрослея, так и не преодолевает эту проблему? Где лес, которого мы не видим за деревьями? 

В школе на уроках русского языка мы учимся правописанию, на уроках иностранного языка говорению, и даже слушанию, на математике и физике учимся понимать смысл задачи, а он не дается, потому что понимание прочитанного текста часто становится камнем преткновения к раскрытию смысла задания.  

В чем дело?  

Помните младенца, который всем своим существом стремился понять мамину речь? Мама помнит советы специалистов и старается говорить с малышом. Малыш во все глаза и уши слушает ее. Казалось бы все необходимые компоненты для развития речи налицо. Но так ли это?  

Для того чтобы ребенок включился в поле языка и речи не хватает самого главного компонента – диалога. Да, да, диалога. Диалог – это не любое говорение вдвоем, а проникновение в смыслы речи говорящих. Если мама убеждена, что ребенок чистый лист бумаги, которые она заполняет своей речью в одну сторону, то никакого диалога нет, есть объект, на который она направляет свою мысль. Она не ждет ответа.  

Ребенок же ждет ответа на свои невербальные послания телесными проявлениями, выражением лица, издаваемыми звуками. Если он не получает на свои послания ответа, то постепенно, перестает делать попытки быть услышанным. А мы, взрослые, убеждаем в таком случае себя и ребенка в том, что «он же не понимает».  Вот и родилось распространённейшее словосочетание: не понимает учителя, не понимает смысла задачи, не понимает собеседника и т.д. А главное рождается отношение к диалогу, как передаче информации: иди за стол, садись за уроки, пора спать. Язык, из главнейшего инструмента познания, превращается в средство обмена информацией и орудие конфронтации. 

Таким образом, с первых месяцев своей жизни ребенок, желающий овладеть главнейшим орудием познания, приобщения к культуре – языком, остается не погруженным  в поле языка и речи. Более того, он остается без основного инструмента взаимодействия с людьми, говорящими на родном с ними языке. Собственно язык – это то, что объединяет народ в единое целое, позволяет человеку почувствовать себя частью сообщества людей, говорящих на одном языке. 

Ребенок рождается с желанием вступить в диалог. Диалог невозможен без работы мысли и уважения к собеседнику, без нашей мысли и уважения к фундаментальному желанию малыша. Неговорящий словами малыш ждет от нас внимательного вслушивания в его послания. Радость взаимопонимания рождается сейчас, в эти трудные и счастливые моменты первых диалогов. Наши дети познают мир, его людей, радость жизни, только тогда, когда вместе с ними с помощью их нового взгляда на наш мир развиваемся и мы сами.