Добро пожаловать в «Зеленую дверцу»!

В Москве на Ферганской улице, д.13, к.1 в первом подъезде можно найти «Зеленую дверцу». За «Зеленой дверцей» мир самых маленьких москвичей и их родителей. Для малышей есть деревянная горка, куда можно попытаться залезть самостоятельно, уютный домик, куда хочется зайти, но не всегда получается: то ноги не слушаются, то кто-то уже там живет и с ним надо договориться.

В «Зеленой дверце» все, как в большой жизни. Можно кататься на автомобиле, но по правилам. Можно проголодавшись перекусить, но только в специально отведенном месте, в «столовой». Приходя в «Зеленую дверцу» не в первый раз, малыши и их родители твердо знают еще одно важное правило – здесь ты можешь делать все то, что ты хочешь, но так, чтобы было хорошо тебе и тому, кто рядом. Ты можешь выбрать понравившуюся игрушку и играть с ней, сколько хочешь, но не можешь вырвать ее из рук другого малыша.

Родители здесь тоже не скучают, могут попить чаю, почитать книжку, поговорить с другими родителями и специалистами, которые всегда готовы прийти на помощь. В «Зеленой дверце»  родители обсуждают, какие вышли хорошие книжки для самых маленьких, узнают новое, малоизвестное, например, как и что говорят малыши на дословесном языке. Не прекращаются споры по животрепещущим «вечным» проблемам: когда отлучать от груди, как решить проблему мокрых штанишек, которая  доставляет мамам так много хлопот и волнений, и многое-многое другое, что волнует мам и пап – все это обсуждается в  «Зеленой дверце».

Мы хотим, чтобы островки подобных  пространств  для доброжелательного общения всех нас: и самых маленьких, малышей, которые только входят  в наш мир, и нас, взрослых, которые их в этот мир принимают, множились и ширились. Ведь когда вокруг нас  будут множиться и шириться необходимые для благополучной жизни пространства, то не надо будет бороться с враждебным недоброжелательным миром – ему просто не будет места.

Прежде всего, в таких пространствах нуждаются входящие в мир малыши, которые с рождения впитывают в себя то, что их окружает, чтобы понять, «что творится на свете». А на свете на малыша   обрушивается море звуков, среди которых он сразу начинает выделять звуки речи мамы и папы. А как мама и папа могут помочь ему войти в мир языка и речи?

Испокон веков наши предки знали ответ на этот вопрос  — петь малышу колыбельную. Колыбельная  необходима, потому что дарит ему  и телесный  контакт с матерью, и звук ее сердца и голоса, запах, все то, что создает ему чувство безопасности в новом незнакомом мире. Колыбельная  объединяет язык и тело, и открывает малышу путь к познанию с помощью слов.

Безопасным пространство развития для малыша становится тогда, когда резкие незнакомые шумы, пугающие ребенка, называются мамой и объясняются ею даже недельному малышу.  Ее спокойный голос, определенное сочетание звуков членораздельной речи,  которой говорит мать, успокаивают его, и звук, испугавший малыша, перестает быть непонятным и устрашающим.

Пространство, где мама называет все, что заинтересовало ребенка, становится не только безопасным, но и поистине развивающим: таким  пространством, которое открывает  ребенку мир вещей и обозначающих их слов, т.е. уникальным человеческим пространством символизирующим смыслы через слова. Когда малыш уже манипулирует с предметами, мама может называть ему все предметы, которые он берет в рот, обозначая их имя, цвет, какие они на ощупь: «Это погремушка, она холодная; это — твой плюшевый мишка, он мягкий; это — твой кулак; это —  папин палец» и т.д.

Пространство, в котором  с ребенком разговаривают, объясняют ему простыми словами все то, что с ним происходит – это уважительная среда, в которой только и может проходить становление личности. Мы только тогда выражаем ему необходимое уважение, когда  говорим с ним  не  между прочим, не глядя в его лицо, а говорим ему глядя в глаза, как делает он сам, разглядывая наши лица, пытаясь артикулировать звуки, обращенные к нам.

Мы сами часто не замечаем, что излишне опекая детей, своим поведением говорим им, что они слабы и беспомощны, а идеал ребенка  — это мама и папа, которые могут все. А если он слабый  и неумелый разве его можно любить? Вот и хочет ребенок все нового и нового подтверждения, что, не смотря ни на что, мама с папой любят его.

Уважительная среда – это необходимейшая среда для благополучного развития ребенка. Это та среда, где взрослые помогают малышу взрослеть и становиться самостоятельным. Без этого взрослеющий ребенок начинает терять ориентиры. Если в повседневных заботах мы перестаем посылать нашим детям знаки уважительной любви, то он пошлет нам свой знак тревоги. Если ребенок,  оказавшись в магазине, настойчиво просит что-то купить ему, это может означать, что он, по тем или иным причинам, хочет подтверждения любви взрослого. Ведь в его глазах покупка – это то, что подтверждает любовь и внимание.  Чем больше мы будем говорить с детьми, чем понятнее ребенку будут действия взрослых, тем более доброжелательны и спокойны будут дети. И даже необходимые ограничения будут приняты ими без протеста.

Давайте вместе будем создавать и поддерживать островки добра и общения для всех наших малышей и их родителей. Мы будем рады, если откликнуться единомышленники, с которыми мы могли бы вместе строить такие пространства добра и уважения, расширять их в нашем любимом городе для всех ее жителей.

Жить — это значит, изо дня в день   поддерживать связь с другими и что-либо строить.                                                                                                                  

Ф.Дольто