И еще раз о том, нужна ли нам, взрослым и детям, «Зеленая дверца»?

Несколько дней назад (06.08.19) на сайте Газета.ru появилось интервью c доктором филологических наук, профессором НИУ-ВШЭ, автором книги «Нулевые на кончике языка» Гасаном Гусейновым.

Название публикации привлекло внимание: «Речь общества напоминает бороду»: что происходит с русским языком.

Конечно,  первый вопрос ведущего беседу Дмитрия Окунева о школе:

Весьма распространено мнение о том, что русский язык преподают в школах не слишком эффективно. Учащимся предлагается много лишнего, второстепенного, в то время как действительно важные аспекты затрагиваются бегло, вскользь. Влияет ли сложившееся положение вещей на формирование ребенка как личности? Если проблема действительно существует, насколько она серьезна?

— Ко мне вчерашние школьники приходят в бакалавриат, и общая картина та же, что была у нас и раньше: в школе речью не занимаются, если случайно попадется не косноязычный учитель, его ученикам повезло. Внятная грамотная речь не считается достоинством ни в школе, ни в жизни. Качеству речи — и ее звучанию, и, главное, ее содержанию — не придается никакого значения.

Речь общества в целом начинает напоминать бороду неопрятного человека, в которой даже не очень пытливый наблюдатель увидит и хвостик позавчерашней селедки, и желток от сегодняшнего завтрака. Борода росла медленно, а мусор на ней повисает быстро.

А при чем здесь «Зеленая дверца», скажете Вы? А «Зеленая дверца» здесь при том, что «внятная грамотная речь не считается достоинством ни в школе, ни в жизни, ее звучанию, и, главное, ее содержанию — не придается никакого значения и в тот момент жизни человека, когда он только начинает  постигать понимание и произношение первых слов. 

Разговор о проблемах с речью наших детей мы начинаем обычно со школы,  но если возникла потребность понять, как речевая культура влияет на «формирование ребенка как личности»,  и насколько существующее в настоящее время положение дел  с русским языком серьезно затрагивает ее становление, то, прежде всего, нам нужно обратиться к первым двум годам жизни ребенка, когда происходит активное освоение речи в дословесный  период развития малыша.

В какой языковой среде растет сейчас малыш, что он слышит и видит вокруг себя? «Отсутствие культуры и самодисциплины. Привычку использовать два наклонения — изъявительное и повелительное. Я знаю, как надо, и ты делай, как я знаю. Плоская картина мира. Ну и привычка к насилию со стороны старших. Посмотрите на родителей маленьких детей на улице, как они дергают свои чада за руки, толкают, пинают, орут на них. Эти люди, старея, уже не могут физически справиться с повзрослевшими детками, но зато могут побрюзжать, что у тех язык не такой, волосы пестрые или серьга в ноздре», — отмечает Г.Гусейнов.

Слишком поздно мы начинаем думать о том, чтобы привить ребенку культуру речи, тогда как язык – это основа всего человеческого, первейшая для людей система символов, создавшая  возможность нового измерения  реальности человеком.

Но именно на этапе овладения малышом речи  (от рождения до двух-трех лет) мы меньше всего думаем  о том, какую гигантскую работу проделывает ребенок и является ли эта работа лишь работой самого ребенка. К сожалению, среди очень многих родителей распространено мнение, что ребенок осваивает речь сам, каким-то чудесным образом. Наше дело взрослых лишь ждать, когда это чудо свершится, поторапливая заклинаниями: скажи «мама», скажи «папа». Когда ожидания затягиваются, и заклинания не помогают, то тут, конечно, нужно бежать к логопеду и психоневрологу, «запускать» речь.

А до этого? А до этого, взрослые посетители «Зеленой дверцы», находясь в пространстве рождения слова у неговорящих словами малышей, открывают для себя, как эти чудеса происходят на глазах внимательных родителей. Например.

Сидящий на руках у мамы годовалый малыш услышал, что недалеко от него заплакал другой его сверстник. К всеобщему удивлению, услышав звуки плача, сидящий в полной безопасности у мамы на руках малыш, тоже начинает плакать. Что произошло? Малыш услышал знакомый звук своего плача, издаваемый другим малышом. Услышал знакомые звуки слова «плачет», которые он уже слышал от мамы, когда плакал сам. Когда он впервые услышал это слово от мамы, в момент своего плача, захваченный своей болью, он слышал звуки слова «плач, плакать», но не мог их ассоциировать с происходящим событием. Сильное волнующее ребенка чувство боли делало  его не способным услышать и понять слово, вычленить его из многих других звуков.

Чтобы звук, слышимый ребенком, выражающий его чувства или представления о предмете  стал осмысленным словом, необходимо чтобы выражения его чувств были связаны с впечатлениями зрения и слуха под влиянием обращенной на звук мысли. Чтобы понять, как устроен тот мир, в который он вошел, чтобы понимал он, и понимали его, ребенку необходимо увиденное и услышанное сделать предметом своей мысли и выразить ее в слове. 

Как в случае с плачущим вместе с другим ребенком малышом, мы можем понять, что одно из необходимых условий создания слова ребенком является ассоциация событий  и предметов со звуком, слышимым им.

Известные нам всем случаи детей-маугли свидетельствуют о том, что в создании слова важнейшим условием является то, что не в уединении, а в обществе мы начинаем осознавать потребность к пониманию того, что происходит с нами и вокруг нас. Слово только в устах другого может стать понятным для говорящего, язык создается только совокупными усилиями многих,  общество предшествует началу языка.

Вот почему команда «Зеленой дверцы» так уверена в том, что необходимо сохранить общедоступное пространство общения детей и родителей, пространство развития мысли, слова, взаимодействия.

«Язык, в действительности, развивается только в обществе, и человек понимает себя, только испытавши на другом понятность своих слов» (В. Гумбольдт).

На наш взгляд, затронутая в беседе Г. Гусейнова и Дмитрия Окунева тема диалога, напрямую связана с темой ценности человеческой личности и уважения к ней. Человек как словесное существо не может состояться, если не вступит в равноправный уважительный диалог. Без диалога слово не родится.

Однако, как описывает Д. Окунев, можно зачастую наблюдать, как «собеседник, пытаясь поставить себя в диалоге изначально выше, прибегает к выражениям, которые пусть и считаются уважительными по форме, на самом деле скорее свидетельствуют об определенном пренебрежении».

В «Зеленой дверце» рождается диалог, который возможен только в атмосфере признания ценности каждой личности и каждого слова. Здесь нет тех, кто выше и кто ниже. Каждый ребенок и его родители слышат, что в этом пространстве равноценен каждый ребенок. «Зеленая дверца» — это место, где важен ты, но и тот, кто с тобой рядом. Здесь царит мнение М.Бахтина, который утверждает, что « свое слово рождается в тот момент, когда личность вступает в равноправный  уважительный диалог с другим». В «Зеленой дверце» мы можем наблюдать подтверждение мысли М. Бахтина, когда он говорит, что «жизнь – это гул человеческих голосов. Каждый голос произносит то или иное слово. Каждый голос выражает уникальность личности носителя в слове».

Мы убеждены, что  такое пространство рождения слова, культуры межличностного общения необходимо для «формирования ребенка как  личности». Особенно оно необходимо сейчас, когда происходит, по словам Г. Гусейнова, «предельное упрощение высказывания, почти умерло употребление сослагательного наклонения». Мы согласны с профессором Г. Гусейновым в том,  что  такая примитивизация довольно опасна для общества в целом. У нас общество в языковом отношении развито очень слабо. Потакать ему еще больше не нужно».  Культура речи – показатель общественного развития.

Команда «Зеленой дверцы» ждет своих единомышленников, готовых сохранить пространство поддержки не только малышей и их родителей, но и рождения высокой культуры родной речи. Не только сохранять такие пространства, но и развивать их. Тогда в школу будут приходить первоклассники, которые впитали с молоком матери любовь к поэтическому слову, умение выражать свои мысли и слушать с уважением и доброжелательностью своего собеседника. Тогда и преподавание русского языка будет эффективнее, да и не только русского языка.

Ссылка на интервью c доктором филологических наук, профессором Гасаном Гусейновым: https://www.gazeta.ru/science/2019/08/06_a_12560377.shtml