Агрессивный?

Агрессивный (нападающий). Удивительно, но это слово можно услышать очень часто от мам, рассказывающих о своих детях. «Он такой агрессивный, как мне с ним бороться?» И действительно, разве редко мы, взрослые, наблюдаем, как маленький агрессор нападает на другого малыша, незаконно вырывая у него чужую игрушку? И ни слезы обиженного, ни увещевание взрослых подчас не могут остановить этого целеустремленного эмоционального действия. Все признаки агрессии налицо. Но на то и создала Ф. Дольто Зеленый Дом, чтобы было у детей и взрослых место, где каждый имеет возможность не ограничиваться привычными ответами, а допустить возможность диалога с детьми — в надежде расширить свои представления о них, поверить, что им есть что нам сказать, прежде, чем мы вынесем им свой вердикт.

Девочка около 3-х лет, с ужасом в глазах, крепко прижимая к себе понравившуюся ей куклу, убегает от отчаянно преследующего ее мальчика чуть немногим более двух лет. Хотя она старше и может бежать быстрее, мальчуган настойчиво ее преследует. Добежав до стены, она уже не знает, куда деваться, а преследователь бежит стремительно, энергично и намерения его явны. Слезы уже наполнили глаза девочки и готовы пролиться: она не уверена, что сможет противостоять настойчивому агрессору. Обращаюсь к мальчику, уже подбежавшему к своей цели на расстояние вытянутой руки: «Ты хочешь играть с этой девочкой?» Он поворачивает ко мне свое раскрасневшееся от бега, счастливое лицо и говорит: «Лую, лую». Хотя это было произнесено не совсем четко в смысле речи, но красноречиво и недвусмысленно поддержано всем его видом и энергичным киванием головы. «Тебе нравится эта девочка, и поэтому  ты хочешь играть с ней?» — уточняю я. Он повторяет свой ответ с еще большим энтузиазмом. «Видишь, оказывается этот мальчик не хотел тебя обидеть, нарушить твою игру, наоборот, ты ему очень понравилась, понравилась игрушка, которую ты выбрала, и ему хотелось присоединиться к тебе. Просто он еще не знает, как тебе объяснить свои намерения», — обратилась я к девочке. Удивительно, но каждое мое слово будто имело волшебную силу. Слезы, которые по всем правилам физики уже должны были пролиться из переполненных ими глаз, куда-то исчезли, а на словах «ты ему очень понравилась» она гордо выпрямила головку и стала похожа на маленькую принцессу, уверенную во всеобщей любви. Они прошествовали мимо меня, маленькая принцесса и ее паж. И она уже не прижимала к себе в тревоге куклу, потому что куклу никто и не отбирал, а он шел за ней, счастливый уже тем, что намерения его поняты.

Конечно, агрессивное поведение имеет массу причин. Этот пример мы привели лишь для того, чтобы непосредственно убедиться — общение с ребенком, доверие к его внутреннему миру позволят нам полнее услышать, что говорит ребенок. И, возможно, надобность в «борьбе» с родным сыном или дочерью полностью отпадет.

4902ceee1b77cb7aecbba94467061379_644