О воспитании

Воспитание не является целью работы «Зеленой дверцы». Но слово это всплывает в разговорах с родителями постоянно: «мама должна воспитывать», «все говорят, что у меня невоспитанный ребенок», «как меня воспитывали, так и я воспитываю» и т.п. Невольно снова и снова возвращаешься мыслями к тому, а что такое воспитание, что значит воспитывать? Воспитывать – вскармливать? Кормить, поить, одевать, обучать? Но и вскармливать, оказывается, можно по-разному. Не так давно все медицинские авторитеты в один голос советовали: кормить по часам, у груди не больше 10 минут, если заснул у груди, то будить, ночью давать только водичку и т.д. А сейчас – кормите, сколько хотите, как заплачет, так и давайте ребенку грудь. Если раньше кормление после года не рекомендовалось, то сейчас очень часто и по радио, и по телевизору, и в многочисленных журналах для родителей можно услышать и прочитать, что чем дольше кормить, тем лучше. Уже никого не удивляет, когда мама кормит грудью двухлетнего сына или дочь.далее В «Зеленой Дверце», где выделено определенное место для кормления, однажды был такой разговор с мамой, которая кормила грудью малыша около 2 лет в месте для игр: «Простите, но я хочу напомнить, что у нас есть удобное и принятое для всех место для кормления». «А я его и не кормлю», – ответила мама. И для меня, странно, по ее мнению, не понимающей таких элементарных вещей, уточнила: «Я его успокаиваю». Успокаиваю – кормлю, обучаю – кормлю. Ребенок же должен впитывать ту пищу, которую ему дает мать, отец, бабушка… Пищу материальную и духовную. Конечно, часто родители говорят, что хотят воспитать образованного человека. В наше время это особенно актуально. Куда без образования? Уже при поступлении в школу дети держат экзамен. Значит, как можно быстрее, как можно больше надо вложить пищи в эту любимую головку, только бы успеть, только бы чего-нибудь не пропустить. И в этой гонке, похоже, что упускаем самое главное  – чувство меры. И перед нами уже к 2-3 годам стесненное по рукам и ногам милое существо с потухшими глазами, стоящее или сидящее около мамы, ожидающее от нее следующей порции воспитания. Он сам и играть не решается, а только повторяет знакомый сюжет: достает из ящика игрушки, одну за другой, показывает их маме и тихо, почти неслышно, словно боясь ошибиться, задает только один вопрос: «Это что?» На что мама или папа громко и четко с узнаваемыми обучающими интонациями отвечают: «Это собачка, кошечка, петушок». Очень часто, когда спрашиваешь его самого: «А ты сам как думаешь, что это?» —  выясняется, что ребенок прекрасно знает, что это собачка, или ежик, кукла и т.п. Однажды был случай, когда мама в очередной раз что-то показывала дочке, сидевшей за столиком с повисшими вниз руками. Я невольно спросила у девочки, называя ее по имени: «А где твои ручки?» Ответ бы неожиданным и очень по-учительным для нас с мамой. Девочка, не замешкавшись ни на минуту, показала на руки матери со словами: «Вот они». Безусловно, важно воспитывать интеллект, но как? Впихивая ложкой готовые знания?  А ребенок? В  лучшем случае, он еще вертит самостоятельно головой, надеясь на то, что ему удастся улучить момент и что-то попробовать самому. А в худшем, сидит с повисшими руками, уже не крутит головой, а смиряется с тем, что он будет открывать мир только мамиными глазами, действовать только руками родителей, и потому стеснительный, стесненный в своих возможностях, когда мамы или папы нет рядом. Да и одних знаний для жизни будет мало. А умение самому поставить задачу и решить ее? Это нужно человеку? Или самостоятельность, о которой так часто говорят, появится сама собой? Очень часто можно услышать: «Вот вырастет, тогда…» А что тогда? Тогда будет ждать, когда мама или папа решат задачку по арифметике, а потом купят квартиру для него и его жены? А как с тем, чтобы научиться решать вопросы сообща? Уметь передать свое знание другим? Пока оно в тебе, его и оценить невозможно. Вопросы, вопросы, вопросы. Не просто воспитывать, особенно родителям. Трудно детям, когда мама успокаивает, вложив в рот ребенка грудь. Грудь в рот двухлетнего человека, прежде всего и отличающегося от животного тем, что он нуждается в слове не меньше, чем в молоке. Малыш искал ответ на вопрос о том, что с ним случилось, ждал слова, человеческого участия, и не получил его.  Может быть, в воспитании главное, чтобы, когда мы кормим ребенка необходимой ему пищей, его рот имел  бы возможность  съесть столько, сколько ему необходимо, умел сам находить свою пищу, а мы не забывали бы, что речевое общение – самая важная человеческая еда.  ychmat11