Обретение имени, или  Что такое  предложение

Дорогие друзья «Зеленой дверцы»!

Сегодня я хочу с вами поделиться летними впечатлениями. Как часто подчеркивала Ф. Дольто,  не только мы, взрослые, делимся с детьми своими знаниями, опытом, но и дети могут очень многому научить нас.  Вот небольшая история, которая произошла у нас на даче. Может быть, она будет интересна и вам?

Лето. Дача. Наши дети любят дачу. Простор для движений тела и для новых открытий, которые они делают не в классе, а в неожиданностях, которые открывает сама жизнь.

Ура, приехал дядя Тема. Не один, он привез клетку с кроликами. И кролики какие-то непривычные, не такие, которые видели на картинках его племяшки: семилетняя  Катя  и пятилетний Саша. Ушки у кроликов необычные, неприметные сразу: не торчат вверх, а свисают вниз, скорее как у некоторых собачек.

Дети прилипли к клетке. « А как их зовут?», —  прежде всего, спросила Тему Катя. « Шуша и Жужа», — последовал ответ.

Теперь нужно понять кто из них кто. Раз имена разные, значит надо понять, какое кому принадлежит. Разобрались  —  Шуша посветлее, а Жужа потемнее и пятнышек  на ней больше.

И вдруг Саша спросил: «А зачем кролику имя? Его же уже зовут — «кролик».

Немного помолчав, Катя сказала:

—  Может быть, чтобы их различать?  Не будешь же каждый раз говорить: « А ты давал травку тому кролику, который светленький? А если назовешь имя, то сразу понятно, про какого кролика ты говоришь.

 — А  кролик знает, что он кролик? Это мы знаем, что он кролик, а кролик знает, что он кролик? – не унимался Саша.

Катя задумалась, но тут на помощь пришел дядя Тема:

 —  А вы же знаете, что когда вы родились, мама с папой не сразу дали вам имя. Они понимали, что имя дается ребенку на всю жизнь. Они еще до вашего рождения думали, какое каждому из вас дать имя. Вас же нельзя было спросить, какое имя вам нравится больше, вы же, родившись, еще не говорили. Вот мама с папой, еще и дедушки с бабушкой предлагали разные имена, но довольно долго не могли остановиться на каком-то одном имени. Но когда вы родились,  вы уже были не просто какой-то неопределенный мальчик или девочка, а дочка и сын  ваших мамы и папы. Тебе, Саша, выбрали имя, которое носил папин прадедушка. Папа любил его и гордился им. Он был добрый и смелый, любил свою семью, природу. Был хороший охотник. А тебя,  Катя, назвали Катей, потому что маме нравилось это имя, так звали мамину любимую бабушку и ее лучшую подругу.  Вот так, когда вы родились, вы услышали главное слово в вашей жизни – ваше имя.  Имя, которое вы услышали,  было  ваше, но и связывало вас с теми членами семьи, которые жили раньше вас.

А кролики не знают, кто жил раньше них. У них нет истории и такой памяти, которая позволяла бы им это знать. Они очень мало знают о других кроликах, и совсем ничего о том, что было до их рождения. А вы знаете. И, конечно, они не знают, что они кролики. Они не знают слов, в том числе слово кролик. Они знают  голод, боль, они, так же как и мы, люди, нуждаются в воздухе, чтобы дышать, пище, чтобы расти самим и кормить своих крольчат.  Только что родившиеся крольчата, так же как новорожденные малыши чувствуют свою маму по запаху, но они не слышат от своей мамы ни одного слова. Только люди умеют говорить и то не сразу.  Родившийся малыш, целый год осваивает возможность ходить  на двух ногах, и говорить, как это делают только люди. И происходит это только потому, что появившись на свет,   младенец стремится копировать то, что делают его папа и мама.   Сначала слыша, как мама и другие члены семьи говорят с ним, и друг с другом, чувствуя их запах и прикосновения, потом начиная видеть, как выглядит окружающий его мир звуков, запахов и осязаний.

— Скажи Саша, ты очень стараешься поскорее научиться всему тому, что делает папа?

— Конечно, очень хочу научиться. Только у меня не получается сразу так, как делает папа. У него почему-то сразу все с первого раза получается, а у меня с первого раза ничего не получается.

— Я тоже, когда был маленький очень расстраивался, что у меня не получается с первого раза. Но сейчас я знаю, что с первого раза ни у кого  не получается; просто взрослые к своему возрасту уже делали какое-то дело много раз, ошибаясь и начиная все с начала, повторяя трудное дело не один раз, и теперь  научились делать его с первого раза. Это требует труда. Но это и приносит ни с чем несравнимую радость преодоления трудного, радость освоения нового, уверенности в своих возможностях.

И еще, чтобы чему-то научиться, мало просто видеть, как папа или мама делают что-то.

— Скажи Катя, ты уже в школу ходишь, зачем все дети ходят в школу? Что они там делают?

— Учатся. Буквы разные пишут, читать учатся, считать. Еще у нас урок пения есть. Мы поем. Я люблю петь.

— А вот наши  Жужа и Шуша  в школу не ходят, и в разговоре о них,  и о нас не участвуют.  Вот тихо, только лапками шурша, хрустят, грызя принесенную вами траву. Почему так?

— Наверное, они не любят разговаривать, предположила Катя.

— Они как-то сами по себе, предположил Саша.

— Да, кролики могут издавать разные звуки, прежде всего, когда они чувствуют  опасность.  Их можно, приложив очень много усилий и выдумки научить выполнять простейшие команды, как человек учит командам собак, но они, как и все остальные животные – бессловесные.

И только человек владеет звуковым словом. Только он научился в своем желании общаться с другим человеком различать тончайшие звуковые сочетания, обладающие для него смыслом. «Ма-ма», — произносит, наконец, малыш, обращаясь к своей маме. «Ба-ба», — улыбается он, глядя на бабушку. «Са-ша», «Ка-тя», —  научились говорить вы о себе.

Все рождающиеся  люди в одиночке не выживают, поэтому испытывают необходимость в другом человеке.  Возможность говорить, а потом и читать и писать позволило человеку не оставаться один на один со своими трудностями и незнаниями, как живут кролики и другие животные. Речь, которая дана человеку,  может освободить его, если ему удастся посредством речи выразить свое страдание тому, кто слушает его со вниманием и без осуждения, как слушают вас ваши мама и папа. 

А чтобы тогда, когда вы испытываете затруднения в выражении себя, вы могли бы точнее выразить словами то, что вы чувствуете  или понять то, что чувствует другой человек, необходимо  осваивать, в первую очередь,  законы родного языка,  умение слышать и говорить. Для этого очень важно ходить в школу, чтобы уметь читать и писать, т.е. набираться как можно большему количеству слов, смысл которых вам становится понятным, слов, которыми вы всегда можете выразить себя и понять другого человека.  Да даже на уроке математике, если вам не понятен смысл условия задачки, вам никак не справиться с ее решением.

— Катя, а ты помнишь, что такое предложение?

— Да, «предложение — это одно или несколько слов, которые выражают законченную мысль». Мы в школе учили.

Саша немного подумал и спросил.

— Значит, когда я говорю кому-то слова, то я предлагаю ему, например тебе, Катя, понять мою мысль? А слово «смысл» тогда значит, что каждое слово обладает мыслью. Это значит мысль – слово, а слово – мысль. Какое интересное слово.

— Ты, Саша, прав, мы говорим, чтобы сообщить свои мысли или выразить чувства, оформленные в слова. Благодаря тому, что человек научился обозначать, называть каждый предмет, каждое животное, человека, то что человек чувствует, — словом,  у него появилась возможность познавать себя, окружающий мир, обмениваться знаниями, действовать сообща, создавать то, что преобразует мир, не нарушая законы природы, а согласуя свои действия с этими законами.  Очень важно человеку знать законы языка, чтобы,  описывая мир, взаимодействуя  друг с другом, наша речь стала бы нашим союзником и помощником.

  И чтобы мы понимали и помогали тем, кто не говорит, кроликам, например, —  заключил Саша.  Ты пойдешь Катя со мной за травой для кроликов?

28.07.23       О.Г. Варпаховская