Еще раз про любовь или чему нас учат наши дети

Произошла у нас в «Зеленой дверце» несколько лет тому назад такая история. Пришла к нам впервые девочка двух с половиной лет с мамой.  Мама и дочка пришли  не только впервые, но и первыми, прямо к открытию, когда еще не было других посетителей.

Переступив порог «Зеленой дверцы», два этих симпатичных существа обнаружили перед нами две яркие противоположности. Мама – молодая красивая женщина, светилась доброжелательностью и любопытством к новому месту. Дочка – очаровательная девчушка была сама настороженность и вся ее маленькая ладненькая фигурка кричала о том, что она совершенно не расположена на знакомство с новым местом и новыми незнакомыми взрослыми людьми.

Девочка позволила маме снять с нее верхнюю одежду, но ни в коем случае не собиралась проходить  дальше. Мама же прошла вперед, оглядывая наше игровое пространство, не теряя дочку из виду. Было видно, что ей уже хочется осмотреть все, а не только то, что попадало пока в поле ее зрения, но дочка продолжала стоять в раздевалке в той же позе, в которой стояла, показывая всем своим насупленным видом, что проходить никуда она не собирается,  и предпочла бы скорее одеться и уйти восвояси.

Мама вопросительно посмотрела на нас: «Что же делать?»

«Да, так бывает, что мама хочет остаться и посмотреть, куда же они с дочкой приехали, а дочке не хочется смотреть, хочется уйти в другое более знакомое место. Но можно же договориться. Мама любит дочку и ей хочется побыть с ней здесь, хоть немножко, чтобы  все посмотреть, прежде чем уйти, а дочка тоже любит маму и может побыть с ней рядом, чтобы мама могла увидеть то, что хотела»- озвучили мы мамин немой вопрос. Когда мама подтвердила дочке наши слова своими, взяла ее за руку, то малышка, хотя и сохраняла свою настороженность , вошла с мамой в игровое пространство «Зеленой дверцы».

Мы им показали наше пространство, рассказали, где что находится из того, что им может понадобиться в «Зеленой дверце, если они решат остаться. Например, где помыть руки, где можно перекусить, если проголодаются, где у нас расположена горка, а где домик, в котором можно поселиться и принимать гостей или, наоборот, побыть там одному. Какие у нас правила, которые помогают детям и взрослым не ссориться, а решать возникшие проблемы миром.

За то время, что мама и дочка осматривали обстановку Зеленой дверцы -горочку, домик, различные игрушки, слушали рассказ о  правилах , которые выполняют все, кто сюда приходит – девочка оттаяла, заинтересовалась игрушками , а мы разговорились с мамой. В этом разговоре выяснилось, что вот уже как девять месяцев Сашенька ( назовем девочку так) уже не единственная мамина дочка. В семье произошло знаменательное событие:  семья пополнилась еще одной девочкой. «Конечно, у нас были первое время трудности — добавила мама — но сейчас уже намного лучше».

В «Зеленую дверцу»  постепенно начали подходить новые посетители: мамы с детьми примерно Сашенькиного возраста. Сашенька наблюдала за ними, хотя и не спешила вступать  в прямой контакт с незнакомыми  детьми, но явно интересовалась происходящим вокруг нее.  В тоже время, не упуская из вида маму, она не «прилипала» к ней и осваивалась в «Зеленой дверце» вполне самостоятельно.

Шла обычная жизнь «Зеленой дверцы»: мамы уже знакомые друг с другом, что-то обсуждали между собой, тем более   что этот день запомнился еще и тем, что одна из наших юных постоянных посетительниц пришла в «Зеленую дверцу» после первого своего посещения театра. И мамы и дети обратили внимание на торжественную  Машу,  двух лет отроду, в выходном наряде и явно все еще переполненную впервые  пережитыми впечатлениями.  Так что мамам было что обсудить, а Маша рядом со своими друзьями, с которыми познакомилась уже до этого в «Зеленой дверце», влилась в общее лазанье по горке, и другие общие игры,   быстро переключившись на новые впечатления.

Как обычно, вскоре раздался еще один звонок в дверь, и оказалось, что это пришла еще одна семья в «Зеленую дверцу».  Эта семья тоже, как и Сашенька с мамой, пришла в «Зеленую дверцу» первый раз.  Они пришли всей семьей: и мама, и папа, и тоже дочка, но девочке еще и годика не было. Так что проблем с входом в «Зеленую дверцу» у малышки не было никаких. На руках у папы она чувствовала себя превосходно. Ведь рядом не только мама, но и папа, а расположившись на папиных руках можно смело отправляться в любое путешествие.

Надо отметить, что когда в «Зеленой дверце» раздается очередной звонок в дверь, то все дети на него чутко реагируют. Они прерывают свои занятия: кто на минуточку, кто задерживает свое внимание относительно надолго, ожидая того времени, когда новые посетители уже приведут себя в порядок и появятся в общем игровом пространстве «Зеленой дверцы».  Так и появление новой малышки в этот день не осталось незамеченным. 

Постоянные посетители «Зеленой дверцы», как обычно, удовлетворив свое любопытство, насколько новенький годится им в товарищи  по играм, продолжили свои дела. Только одна Сашенька вдруг снова словно оцепенела. Она бросила игрушку, которая была у нее в руках, побежала к маме, споткнулась на ровном месте и расплакалась.  Мама, конечно, обняла, стала смотреть,  не сильно ли ударилась доченька, поцеловала ее и Сашенька понемножку успокоилась, сошла с маминых колен, отошла, но не далеко.

Тем временем мамы знакомились со вновь пришедшей семьей. Кто вспоминал, в каком возрасте они пришли впервые в «Зеленую дверцу», какие были у их малышей любимые игрушки, кто-то рассказывал,  как их ребенок сделал первые шаги именно в «Зеленой дверце»…

И вдруг Сашенька заплакала опять. Как-то совсем обреченно, безутешно. Все мы, взрослые, почувствовали себя растерянными и, конечно, мама Сашеньки тоже. Ведь Сашенька плакала не из-за чего.  Она не ушиблась,  ее никто не толкнул, не отобрали игрушку и ничем другим не обидели…

Но перед нами был глубоко страдающий человек, совсем маленький, но горькие слезы были не детскими. Плачущая Сашенька подошла к маме, мама сидела на ковре в кругу других мам, расположившихся возле ползающей 11 месячной крошки, обхватила как бы всю мамину фигуру и слилась с ней в единое целое.  Но плач не прекращался, было впечатление, что воссоединение с мамой не принесло Сашеньке облегчения.

И тут я вспомнила мамины слова, сказанные ею при нашем знакомстве о том, что у Сашеньки девять месяцев назад в семье появилась еще одна девочка и как сказала мама, «конечно, у нас были первое время трудности, но сейчас уже намного лучше». 

Сашенька вспомнила о своих «трудностях», когда увидела ровесницу своей  сестры? Снова попала в похожую ей ситуацию повышенного внимания к малышке? Любование и умиление перед младенцем? А где теперь ее место? Ведь еще совсем недавно Сашенька была окружена всеобщей любовью — заботой: мама кормила ее своей грудью, мама и папа купали и целовали ее, все ей улыбались и обнимали. И Сашенька знала, что это и есть самое главное, что называется – любовь –  и всего этого Сашенька лишилась.

Все это пронеслось в моей голове, когда я смотрела,  как маленькое страдающее тельце Сашеньки пытается вернуть себе любовь матери, а растерянная мама, желающая утешить свою дочь, даже не может пошевелиться в отчаянных объятиях дочки.   Так они и сидели: рыдающая Сашенька и словно окаменевшая мама.

Что же происходило на моих глазах?  Я думаю, что это был плач по потерянной любви. Отчаянный вопль: мама любишь ли ты меня теперь, когда кормишь грудью – сестру, улыбаешься – сестре, носишь на руках – сестру  и говоришь постоянно ей ласковые слова. Я думаю, что это был плач о том, что ее боль остается неуслышанной, безответной.

И тогда я вспомнила слова Ф. Дольто, которые она часто говорила детям, когда замечала так или иначе высказанные невербально страдания о потерянной любви, обрушивающиеся с невероятной силой на маленьких детей еще только открывающих для себя устройство мира и важнейшие в этом мире отношения между людьми. Ведь именно они, маленькие дети ощущают острее нас, взрослых, как важны эти отношения для нас, людей, больших и маленьких.

Ф. Дольто говорила им: «Ты думаешь, что твой, только что родившийся братик или сестричка  отнял у тебя мамину и папину любовь, как твою кроватку, в которой ты спал, когда был маленький?   Многие думают так, но они не знают, что когда твой братик или сестра росли, как и ты в мамином животике, у мамы росло также и сердце, которое у нее спрятано глубже, чем животик. А именно в сердце мамы и папы хранится любовь друг к другу и к каждому из своих детей. Любовь в человеке не исчезает, она увеличивается. Сначала твои мама и папа любили своих мам и пап, потом они выросли, встретили друг друга, и их сердце стало больше, потому что они полюбили друг друга. Потом родилась / родился ты,   и теперь в их сердцах еще больше любви. К той любви, которая хранится в сердце каждого из вас, прибавилась любовь к новому родившемуся члену вашей семьи, при том, что та любовь, которая была и есть в сердце твоих мамы и папы никуда не ушла и будет с ними всегда. Как та любовь, которую чувствуешь к ним ты. Люди рождаются, чтобы нести в мир любовь друг к другу.

У нас в «Зеленой дверце» есть большое мягкое красное сердце. Помня слова Ф.  Дольто, я взяла его и подошла к Сашеньке, продолжающей отчаянно плакать и прижиматься всем своим тельцем  к маме, села рядом с ними на пол и начала говорить. Сначала казалось, что она ничего не слышит и не видит, уткнувшись личиком в мамину грудь, но слова мама, папа, сердце, любовь оказались услышанными, она повернулась ко мне, держащей большое, мягкое, теплое сердце, и стала внимательно смотреть на него. Слезы высохли,  как будто по волшебству, она протянула ко мне руки, а я протянула ей сердце.  Сашенька повернулась к маме, они вместе стали рассматривать сердце, а потом пошли перекусить. «Зеленая дверца»  вернулась к своей обычной жизни, когда каждый занят своим делом.

Истории, которые случаются в «Зеленой дверце» позволяют и нам,  и родителям замечать то, что случается с нашими детьми в повседневной жизни. Свободные от других взрослых хлопот здесь мы скорее можем увидеть и услышать их жизненно важные вопросы. А если нам удается услышать их вопросы, то отвечая на них, мы сами узнаем много того, мимо чего без их глубоких вопросов просто прошли бы мимо.

Именно случай с Сашенькой привел меня к мысли о том, что при появлении в семье младшего брата или сестры  2-3 летний ребенок об-речен, то есть, приговорен к тому, чтобы ему было объяснено словами, что такое любовь. Он уже знает, что безопасных отношений между людьми без любви не бывает. И если мама и папа готовы объяснить малышу, что мир стоит на любви, что любовь можно только увеличивать и нельзя ее ни у кого отобрать, что в мире, начиная с семьи, каждый человек важен и ценен для других людей и занимает свое уникальное место, то только такой порядок может быть опорой для  благополучного развития малыша.

История с Сашенькой  открыла мне, что любовь не ограничивается заботой, уходом и поцелуями, которые у Сашеньки были в избытке. Ей нужны были слова, речь, открывающая смысл любви. Любовь не только чувство, но еще и слово, объединяющее людей. Человек существует не только в теле, он существует в языке, в звучащей речи. Для вступающего в жизнь малыша – в речи, прежде всего, маминой.  Ф. Дольто говорила, что все,  что ребенок услышал в звучащей маминой речи, каждое «омаминое» слово – надежный кирпичик в строительстве той картины мира, который выстраивает малыш с первого дня своей жизни.

В этот день, благодаря Сашеньке и ее маме мы, взрослые, пережили опыт важности введения ребенка в речь. Убедились в том, что обо всем можно и нужно говорить с ребенком. В жизни любого человека могут случаться тяжелые переживания,  если не найден способ выразить себя, свои чувства, и ты остался неуслышанным.  Вместе с Сашенькой мы пережили в этот день всю глубину, казалось бы, всем известных слов:  чем больше любви дарит человек другому, тем счастливее он становится.  Это надо не только услышать – это надо пережить.