В праздничный День города, когда мы широко распахнули Зеленую дверцу в ожидании гостей, шел проливной дождь, заполнивший своим шумом тишину ожидания наших гостей, словно иллюстрируя стихотворение Эммы Мошковской «Дождик»:
Снова со всех дорожек Ветер лето сметает. Сел на скамейки дождик И никого не пускает…Но это не остановило тех, кто хотел провести этот день в Зеленой дверце, где было тепло и уютно, а с появлением гостей Зеленая дверца наполнилась совсем другими звуками. Зазвучала мелодия родной речи, успокаивающий ритм стиха сменялся ритмом созидательных звуков, раздающихся при старательном овладении ручных навыков малышей. А ведь прав Андрей Усачев:
Жизнь была бы страшно скучной, Если б жизнь была беззвучной… Как прекрасно слышать Звук: Шум дождя и сердца стук!Поэзия, обладающая особым ритмическим строем и мелодикой речи, привлекает детей, вызывая различные чувства и, в первую очередь, радость словесного общения, когда взрослый рассказывает то, что и его волнует и радует. Дети раннего возраста проявляют большой интерес именно к звуковой форме слова. Они легче воспринимают устное чтение стихотворений, особенно соответствующее ситуации, в которой этот стихотворный текст произносится.
Водичка, водичка, Умой моё личико, Чтобы глазки блестели, Чтобы щёчки краснели, Чтоб смеялся роток, Чтоб кусался зубок… (народная потешка)Если мама, умывая малыша, приговаривает малышу эти слова, объясняет и показывает – вот и личико у нас сухое, и глазки блестят, и щечки твои раскраснелись, и роток, ротик смеется и сейчас пойдем завтракать и зубки будут хорошо кусать хлебушек. А головку вечером помоем, и все тельце помоем: и шейку, и ручки, и спинку, и животик, и ножки…
Повторение в стихах отдельных слогов и слов ведет к пониманию и более легкому запоминанию языковых конструкций и, как следствие, более совершенному овладению языком. И к расширению словарного запаса, и к лучшему представлению, в данном случае, о своем теле.
А вот и стишок, знатока детской психологии и постижения языка малышами, Александра Бергельсона:
Мила и мыло Мама Милу мыла мылом, Маме мыла не хватило. Хоть бы пол — обмылочка, чтоб домылась Милочка!Вот так поэзия входит в обиходную жизнь и уводит и маму, и малыша в прекрасный мир слова, словесного общения одаренных людей, получивших дар речи.
На этих фотографиях некоторые мгновения жизни одаренных детей и их родителей в Зеленой дверце в день города 05.09.2015 г.
За окном шумит дождь. В комнате тишина, из которой с минуту на минуту родится живое слово.
Эта семья первый раз в Зеленой дверце. Всем интересно.
А мы не первый раз и очень любим стихи.
…Придет зима, безжалостно крутя осоку нашей кровли деревянной. И если мы произведем дитя, то назовем Андреем или Анной. Чтоб, к сморщенному личику привит, не позабыт был русский алфавит, чей первый звук от выдоха продлится и, стало быть, в грядущем утвердится… (Иосиф Бродский)Тук, да тук, получился громкий звук.
Я тебя внимательно слушаю, дочка.
А почему она не говорит?
А сердце такое большое? И на меня хватит и на сестренку?
А у нас скоро будет третий…
А домик для одного или для двоих?
Когда вырасту, буду мамой…
Даже когда все пошли слушать про страшного Льва, заботливая мама должна сначала уложить своих дочек в кроватки.
Пока дети были заняты своим делом, мамы с удовольствием говорили и о литературе, и о жизни.
Все то, чего коснется человек, Приобретает нечто человечье. Вот этот дом, нам прослуживший век, Почти умеет пользоваться речью. Мосты и переулки говорят. Беседуют между собой балконы. И у платформы, выстроившись в ряд, Так много сердцу говорят вагоны. Давно стихами говорит Нева. Страницей Гоголя ложится Невский. Весь Летний сад – Онегина глава. О Блоке вспоминают Острова, А по Разъезжей бродит Достоевский (Самуил Маршак)