«От первого крика до первого шага и первого слова».

Март выдался тревожным. Но намеченный на 18 марта семинар состоялся.  Пришли наши постоянные посетители — педагоги, психологи, родители — которые стараются не пропускать наших семинаров, и даже пришли  новые родители и коллеги, которым  проблема роста и развития малышей с самых первых минут жизни важна и актуальна.

Что было самым обсуждаемым? Какими выводами из наших диалогов в первую очередь хочется поделиться?

Жизнь человека – преодоление.

Первый год жизни человека – ярко иллюстрирует эту мысль.

Ведь именно с первой минуты появления  новорожденного на свет начинается его труднейшая работа – постижение смысла происходящего. Ведь родившийся человек еще не знает себя. Ему предстоят колоссальные свершения,  чтобы найти себя и понять окружающий его мир.

Крошечный, практически беспомощный, умеющий только лежать,  человечек к концу первого года жизни становится способным самостоятельно подняться и освоить первые шаги, которые он уже совершает сам без помощи взрослого. 

Он не только смог освоить самостоятельное передвижение в пространстве, к концу первого года, он проделал огромную работу, позволившую ему, умевшему при рождении только издавать самопроизвольный нечленораздельный звук, теперь  выражать свои мысли-желания понятными для других словами. Этих слов еще очень немного,  но произошло самое важное – мысль-желание оформилась в слово для других.

Совершаемая, входящим в мир человеком труднейшая работа познания дарит ему в ответ самую чистую, самую полную радость на его пути преодоления и свершения. Вот вчера еще не мог взобраться на горку, а сегодня САМ забрался и скатился. Скатился и стоит  с сияющими глазами. Он сам, кажется, поражен тем, что  еще минуту назад это чудо казалось ему невозможным,  непреодолимым.  А ведь смог, осилил то, что, казалось,  могут сделать только те, кто старше.

До своего рождения, готовящийся к самостоятельной жизни, человек жил в тесной связи с другим живым существом, которое дарило ему тепло, питало его силы жить: двигаться, ощущать, слышать.

Родившись, потеряв этот близкий контакт  с  другим, таким необходимым для его жизни, человеческим существом, очутившись в новом светлом мире, новый человечек, прежде всего,  крикнул во все свои легкие:  «Люди, которых я слышал и ощущал, где вы? Вы по-прежнему мне необходимы». Конечно,  свой  крик-зов он еще не смог выразить понятными нам словами, но потребность  быть услышанным новорожденный выразил теми средствами, которыми он пока располагал.

С этой первой минуты жизни уже началась его трудная и прекрасная работа – познание мира яркого света, громких звуков, новых телесных ощущений. На этом пути его ждет, ни с чем несравнимая, радость открытия своих возможностей в преодолении трудностей, которые будут вставать на его пути.  Только в преодолении трудностей в познании самого себя и окружающего мира  новый человек может развиваться. Ведь ему предстоит освоить этот мир, то есть сделать его своим.

Но чтобы начать освоение мира, в который пришел новый человек, ему нужно получить отклик на свой крик-зов,  подтверждение того, что его приняли в этот мир таким, какой он есть. Принять его во всех его индивидуальных особенностях, во всем разнообразии человеческой внешности, особенностях темперамента, склонностях, состоянии здоровья. Новорожденный человек способен в первые минуты своей жизни уловить, как его приняли его самые близкие, родные люди и даже принимающий его медицинский персонал: с радостью, любовью или с тревогой, опасениями. Эти первые эмоциональные послания к ребенку могут оказать большое влияние на его дальнейшее развитие.  Ребенок принятый всем сердцем таким, какой он есть, всегда будет чувствовать себя увереннее,  спокойнее.

И теперь, установив контакт, прежде всего с мамой, ее запахом, голосом, ритмом сердца, получив сердечное послание от принимающих его в мир людей, новый человек принимается за свой основной самостоятельный труд – добывание пищи.  Это его настоящий первый самостоятельный труд, требующий от него серьезных усилий.  Ведь теперь он не получает питательные вещества с кровью матери, он сосет сам. Без его сосательных усилий  у матери перестанет приходить молоко.

На семинаре мы уделили большое внимание тому, как связана психологическая потребность новорожденного  в тесном контакте с матерью с важнейшей  физиологической потребностью  в питании,  какое значение имеет знание этой связи для практики ухода за новорожденным. В качестве одного из таких примеров мы рассмотрели случай из практики Ф. Дольто.

«Мама новорожденной Аньес, после пяти дней кормления грудью, была госпитализирована по поводу послеродового осложнения. С этого момента ребенок наотрез отказался принимать,  что бы то ни было из рук оставшегося одним отца: ни водичку из ложечки, ни бутылку с соской. Девочка совсем отказалась от еды».  Понимая, что ребенок  отказывается от еды,  потеряв необходимую ему связь с матерью, Ф. Дольто посоветовала  безоружному обеспокоенному  в данной ситуации отцу, поехать в больницу, привезите оттуда рубашку, которую носит его жена, но так, чтобы она сохранила весь ее запах. «Вы обернете ею шею ребенка и дадите соску»,  посоветовала отцу Ф. Дольто. Действительно, содержимое соски было высосано в то же мгновение. При обсуждении этого случая присутствующие делились своим опытом  подобных ситуаций. Как, например, не зная теоретической основы происходящего, оставшаяся впервые с младенцем бабушка успокоила внука,  интуитивно надев на себя халат дочери, хранившей запах мамы. Принимающие специалисты делились наблюдаемыми случаями нарушения связи более старших  детей с мамами, которые при рождении были разлучены по той или иной причине с мамой (чаще всего по причине недоношенности).

Обращение к самым первым моментам жизни новорожденных, размышляя над ними,  участники семинара сделали для себя важный вывод о том, что в основе первых впечатлений ребенка и матери лежит их потребность друг в друге, создание психофизиологической связи, разрыв которой травматичен для ребенка, вплоть до нарушения его соматического развития. Мы обратили внимание на то, что уже в первые часы своей жизни ребенок, еще интуитивно, но уже участвует в освоении главных основ человеческой жизни: нашу потребность друг в друге и посильный самостоятельный труд.  И чем  сердечнее и уважительнее мы примем его особенности, тем увереннее он пойдет своим  путем освоения  трудного и прекрасного мира, в который он пришел.

Вот и невольно возникает вопрос: на чем стоит жизнь? На любви, любви к тому, кто пришел в этот мир именно таким, какой он есть, то есть на любви к людям, приносящим в этот мир новое, неповторимое, иногда непонятное, но этим также вносящим в нашу жизнь то, что мы должны принять, чтобы понять что-то новое и важное. И на любви и уважении к человеческому труду, труду преодолений и созиданий. Без этих составляющих не бывает истинного личного успеха, без этих основ ничего личного не строится, если мы не поддержим этот импульс жизни, который вносит в нашу жизнь каждый новорожденный ребенок.  Вглядитесь в его сосредоточенное личико, отражающее этот каждодневный труд  подражания тем, кто рядом с ним. Он готовит свои руки, чтобы держать ложку, как это делают мама и папа, он готовит свои ноги, чтобы как мама и папа можно было бы «отказаться от запасов лишних равновесья» и крепко встать на ноги, чтобы руки могли быть ему  первыми помощниками в овладении окружающего мира.

Это все произойдет благодаря его самостоятельному труду  и ответственности тех,  кто рядом, тех, кто поможет ему сделать этот труд ответственным и осмысленным, то есть приносящим радость себе и другому.

Думая об освоении мира младенцем, не возможно не уделить внимания тому, на что обращал внимание еще Л.С. Выготский  — «как взаимодействовать с ребенком, у которого еще нет языка в собственном смысле слова, в то время, как сама ситуация его развития приводит к возникновению очень большой, сложной и многообразной потребности в общении с взрослыми, ведь  младенец сам не ходит, не может приблизить или отдалить от себя предмет и должен действовать через других, и такая ситуация вызывает у многих родителей и воспитателей затруднения».

Как же происходит развитие  мысли и речи у  младенца?

Чтобы ребенок, по настоящему, вступил в свой статус человека, стал человеком, владеющим речью, развивал свои двигательные возможности человека прямоходящего, умелого необходимо, утверждает Ф. Дольто, чтобы  «все, кто принимает его в свою среду, называли бы его и называли бы для него те многочисленные ощущения, местом стечения которых он является. В обмене словами он испытывает то, что ощущает.  Именно язык соединяет тело и душу. Будучи объясненными, ощущения и крики малыша вписываются в его отношения с другими и с самим собой».

С первого же часа общения родителей с новорожденным происходит становление их отношений не только телесных, но и истинно человеческих – словесных. Традиция передачи знаний и эмоций в устной речи – одна из основ человеческой культуры

Мамина речь в ответ на его невербальный вопрос, произносимый криком, взглядом, вздрагиванием  — тот самый ключ, который откроет прямую дорогу к развитию мышления и речи! Тогда появляется с-мысл у сказанного. То есть ваша речь становится для ребенка источником рождения мысли. Он встречается в этот момент со смыслом. Значение вербальной речи, особенно в первый год жизни ребенка для его психического и физического здоровья,  трудно переоценить. Прежде всего, качества той речи, которую он слышит вокруг себя. Только чтение книг, особенно для малыша, не является гарантией развития его речи. Необходимо не только читать, а, прежде всего,  слушать, вдумываться  и говорить с ребенком о том, что происходит вокруг него. Книги – тот золотой фонд, который мама может использовать «купая ребенка в языке», по выражению Ф. Дольто. 

Овладевая языком,  ребенок начинает осмысливать происходящее, строить свою картину мира.  Открывать неизведанное, решать загадки жизни.

У Марины  Цветаевой есть стихотворение  «Дети – это мира нежные загадки»… «и в самих загадках кроится ответ».

Подводя итоги семинара, его участники единодушно высказались за то, чтобы у этого семинара было продолжение.  И тему выбрали – «О любви». О загадках любви, о загадках души, о неисчерпаемости темы, дающей всем нам возможность поддерживать диалог, делиться своими открытиями. «А  может быть это будет клуб, где собирались бы профессионалы, которым общение необходимо как воздух?»,- предложила  логопед Наталья Сафонова.

Уместным заключением семинара стала прозвучавшая песня Геннадия Гладкова на стихи Юлия Кима «Точка, точка, запятая», которую, я думаю, с удовольствием прослушают и читатели этого текста перейдя по ссылке https://youtu.be/mEaPjmVRozY.

Обзор материалов семинара «От первого крика до первого шага и первого слова»  сделала О.Г. Варпаховская.