Ребенок стремится все знать. Как звуки речи вводят малыша в окружающий мир.

IMG_3526+ (2)

Сегодня мы снова обратимся к книге Ф.Дольто «Заповедный мир детства», которую перечитывали, когда хотели вспомнить, что говорит Ф.Дольто о звуках, окружающих малыша и как помочь ему войти в мир различных шумов и звуков, с помощью «омаминых» слов. Наша публикация заканчивалась мыслью Ф.Дольто, что ребенок стремиться все знать и если ребенок пугается какого-то резкого звука, непонятного шума, то «нужно объяснить ему при помощи слов, что это за шум, и успокоить его».

Книга Ф. Дольто «Заповедный мир детства» уникальна тем, что она воссоздает ту историю, когда в 1977 году автора этой книги пригласили на радио «Франс Интер» отвечать на письма родителей, в которых они писали о своих трудностях в воспитании детей, в надежде получить совет специалиста.

Прошло 40 лет с тех пор, как Ф. Дольто приходила на радио, чтобы ответить на пришедшие в ее адрес письма. Однако, перечитывая книгу, которая воспроизводит письма родителей и ответы на них Ф. Дольто, понимаешь, что к нам в «Зеленую дверцу» сегодняшние молодые мамы и папы приходят с теми же вопросами и ответы Ф. Дольто, ее позиция по отношению к тому, как действеннее помочь и родителям и ребенку, остаются актуальными и сегодня.

Разве это письмо не про наших малышей?

«Моему сыну тринадцать месяцев. Уже два месяца он ходит, он полон жизни и изматывает нас. Едва проснувшись, он лезет повсюду. В кухне он хватает кастрюли, крышки и производит жуткий грохот, стуча ими по холодильнику или плиточному полу. Если он в ванной, зубная паста из тюбика выдавливается в раковину. В гостиной он нажимает на кнопки телевизора и так далее. Как мне себя вести? Позволять ему крушить все в доме? Убирать подальше все, к чему ему не следует прикасаться? Или непрестанно все запрещать»?

А вот другое письмо, которое касается одиннадцатимесячной девочки. Она «на четвереньках исследует квартиру и тянет в рот все, что попадется под руку. Мать, как и автор предыдущего письма, задает вопрос о вмешательстве. Надо ли позволять ребенку все и, постаравшись сократить ущерб, оставлять ее играть одну, или лучше всегда играть вместе с ней, чтобы не давать ей тащить разные предметы в рот?»

Послушаем, что отвечает этим мамам Ф. Дольто. Ведь речь идет именно о тех малышах, которые приходят в «Зеленую дверцу» чаще всего: конец младенчества и начало раннего возраста.

«Здесь речь идет о двух связанных между собой проблемах: хождение и исследование. Совершенно нормально, что ребенок все тянет в рот, тем более что у него нет слов, чтобы назвать то, к чему он прикасается. Однако по возможности следует избегать говорить: «Не трогай!» Разумеется, необходимо, чтобы мать убрала подальше все, что может оказаться по-настоящему опасным. И еще, ей надо по мере сил постоянно присутствовать рядом с ребенком взглядом или словом. Если ребенок сует что-то в рот, она должна, наблюдая за ним, сказать: «Это то-то и то-то, чувствуешь вкус? Это кожа, это картон, это ткань, тряпочка, бархат, вязанье…»

А потом пусть уберет вещи. Так ребенок обследует весь дом, а мать, присутствующая при этом обследовании, назовет ему все, чего он касается, трогает, берет и кладет в рот.

Важно, чтобы ребенок мог свободно все трогать и класть в рот, но чтобы это не представляло для него опасности».

Читаем дальше.

Малыш на улице. «Разумеется, не хорошо для ребенка есть землю, грязь, нечистоты. Именно поэтому игрушки, которые он берет с собой, должны быть самыми интересными.

Но они становятся таковыми лишь с момента, когда обретают имя и при помощи материнской речи включаются в отношения ребенка и матери. Омамиваются.

В этом возрасте ребенку необходимо все знать. Трогать и знать, для чего существует то, что он трогает. Нельзя просто сказать ему: «Это крышка для кастрюли». Следует показать ему другую: «Видишь, эта крышка больше, чем та. Ею накрывают вот эту кастрюлю». А потом дать ему поискать две или три кастрюли со словами: «К какой она подходит? Нет, видишь, не к этой, к другой».

Что же до упоминаемого матерью шума, который ребенок производит, укротить его она может, напевая какие-нибудь считалочки собственного сочинения, время от времени играя с ним в звуковые игрушки (дети это обожают!). Подобные двигательные, шумовые и словесные упражнения превосходны для ребенка.

Сенсорные игры, сопровождающиеся материнскими и отцовскими комментариями, начинаются рано, очень рано, с колыбели. Они развивают зрение, слух, осязание, хватание. Брать, бросать, давать, кидать, ловить. С хождением появляется овладение предметами в пространстве. Освоение и познание тела посредством имитации того, что делают взрослые и члены семьи. Ради удовольствия познания мира, освоения его и возможности общаться с другими людьми задействованы человеческая способность мышления, постижение языка мимики и жестов, звукового и вербального выражения.

В «Зеленой дверце» наиболее полно выражена возможность реализовать весь комплекс освоения мира и общения, создания наилучших условий включения в пространство языка и речи, в первую очередь так необходимой для воспитания культуры речи поэтического слова.

А что думает Ф. Дольто о месте т.н. «развивающих» игр для детей конца младенческого и начала раннего возраста. Обратимся еще к одному письму мамы одиннадцатимесячного сына и ответу Ф. Дольто.

Мама пишет: «Я залезаю в манеж вместе с сыном. Показываю ему, как нанизать кольца на палку. Строю пирамидку из кубиков. На это он реагирует очень забавно, и мне бы хотелось, чтобы вы пояснили мне его реакцию и сказали, всем ли детям она свойственна. Он пинает мои конструкции из кубиков ногами, не пытаясь построить из них что-то. После одной-двух попыток ему удается нанизать кольца на палку. Я подбадриваю его. Потом внезапно ему все надоедает. Он начинает безудержно плакать, раздраженно мечется и выбрасывает все из манежа. По-видимому, его совсем не интересуют все эти предназначенные для его возраста игры на развитие ловкости».

Вот ответ Ф.Дольто.

«Такие игры еще не для его возраста. Доказательство тому — его раздражение. То, чем мама хочет заставить сына заниматься, это игры, которые ради удовольствия ребенок сам познает примерно в восемнадцать месяцев. Он же, напротив, находится в возрасте, когда хочется все трогать. Так что пусть мать не запирает его в манеже, а дает возможность ощупывать предметы: пусть положит для него в ящик кучу мелких предметов — разных «штучек»: катушки, обрывки тряпочек, мотки шерсти, ключи, ну, не знаю… Все, что она может найти интересного для осязания. Пусть там будут и игрушки (маленькие зверюшки, куколки, деревянный грузовик, цветная бумага, мешок, чемоданчик, плюшевые, резиновые собачки и котики, дудка, барабан и так далее).

И пусть, называя эти предметы и рассказывая о них ребенку, мать даст ему возможность все потрогать. Вот что соответствует его нынешнему возрасту. А вовсе не то, что она хочет заставить его делать. Потому он и не подхватывает ее инициативу.

Комментируя письма матерей, дети которых переходят из младенческого в ранний возраст, Ф. Дольто отмечает, что многие матери становятся рабынями совершенства, стремясь быть идеальными матерями.

Так одна из мам в своем письме пишет, что ходит по квартире, держа сына за руку, «потому что ему так нравится», но тогда она не может делать ничего другого, замечает Ф. Дольто. «Видимо эта мать, не выносит недовольства своего ребенка. Но тогда спрашивается: доколе? Нет, это невозможно! Необходимо, чтобы ребенок, которому нравится играть одному, мог бы это делать, как я только что сказала, а не терроризировал свою мать. У матери должны быть свои женские занятия. Важно чтобы родители осознали, что дети у них не для того, чтобы создавать проблемы, а чтобы жить с ними, становясь старше, развиваясь, то есть, с каждым днем постепенно меняясь.

Очень важно знать, как дать понять ребенку, что разрешено, а что трогать опасно. Начать можно с авторучки отца или матери, или материнской шкатулки для шитья, например, объяснить, что на них можно смотреть, можно внимательно разглядывать, но трогать их не надо. Кроме того, есть еще много предметов (скорей, некоторых предметов), которые ребенок может трогать только при помощи взрослого. Вместе с взрослым он познает их и научается ими пользоваться (примерно к восемнадцати месяцам). Мать поясняет все точными словами и только в том случае, если ребенку интересно. В противном случае пусть она этого не делает (однако я думаю, что многим детям будет интересно.) А может быть, он находится в том возрасте, когда слушают считалки, разные истории. В одиннадцать месяцев ребенку нравится разглядывать тряпичные книжки, чтобы знать, что нарисовано на каждой странице.

В настоящее время появились прекрасные книжки для самых маленьких. В «Зеленой дверце» многие родители делятся друг с другом такими книжками, которые имеют успех как у них самих, так и у их детей. Они успели полюбить детскую поэзию молодого, но очень талантливого, и, прежде всего, тонко чувствующего этот возраст автора — А. Орловой. О ее стихах мы тоже писали на нашем сайте совсем недавно. Теперь они звучат из уст мам и принимающих в «Зеленой дверце».

Ф. Дольто отмечает, что «важно, чтобы мама знакомила малыша с разными людьми, на прогулке смотрела вместе с ним на рабочих и объясняла, что они делают, ―конечно, если ему интересно. А главное, чтобы он был с другими детьми. Все это подходит для его возраста. Но пусть ни в коем случае насильно не занимает его всеми этими учеными играми, от которых он скучает».

Ф.Дольто «Заповедный мир детства», 2015, Стр.246 – 252.

Материал подготовила О.Г. Варпаховская.

IMG_6333