Дорогие друзья!
На наше предложение создать пространство диалога родителей, специалистов детства, студентов, чтобы каждый его участник мог разрешить наболевшие вопросы взаимоотношений детей и взрослых, уже откликнулись его будущие участники и написали нам о том, какие темы для них особенно интересны.
Темы, которые обозначили участники, предвосхищают, на мой взгляд, глубокий и серьезный разговор. И мы рады узнать, что наша идея встреч для равноправного прямого диалога родителей и специалистов нужна не только родителям, но и специалистам. Одна из тем, присланных нам, так и звучит: «мать-ребенок-специалист». Их диалог важен не только в семье, где воспитывается ребенок с ОВЗ, это вопрос, который касается всех родителей, когда речь идет о лечащем враче из поликлиники, воспитателе детского сада, школьном учителе или другом специалисте с которым мы неизбежно сталкиваемся в своей обыденной жизни.
Получила подкрепление и наша идея сквозной темы развития ребенка от зачатия. Задавая свои вопросы, участники нашего семинара ожидают от нас разговора о «раннем развитии детей». Действительно, этот период развития человека в настоящее время изучается особенно интенсивно. Появляются новые знания, позволяющие лучше понимать, что происходит с ребенком в тот самый таинственный период его внутриутробного развития и младенчества. Л.С. Выготский, подчеркивал, что основа всего развития ребенка в младенческом возрасте связана с существующим противоречием между потребностью младенца к максимальному общению с взрослыми и отсутствием у него возможности произносить слова, главного инструмента человеческого общения. Конечно, мы будем говорить о возможности преодоления этого противоречия в коммуникации с младенцем, и не только с младенцем, но и с малышом, осваивающим вербальную речь, находящимся еще в утробе матери. Тему значения речи, внимания к словам, которые мы произносим и в повседневном общении между собой, и, особенно, в общении с детьми любого возраста, даже внутриутробного, тоже обозначили наши участники.
Конечно, много вопросов пришло, связанных с отношением общества к родительству, принципами взаимоотношений государства и семьи. Это очень важные темы. Например: «А что если «не получается» быть родителем (осуждение со стороны общества, родственников). Сейчас есть ШПР, нужны ли школы обычным родителям?» Разве это не важная болевая точка, которая создает атмосферу, в которой растут наши дети и воспитывают их травмированные, таким образом, взрослые. «Не получается» быть родителем может иметь два смысла. Когда осуждение от общества идет в сторону кровных родителей. Мол, не так, как надо воспитываете детей. Таких историй очень много и конечно они очень болезненны и для родителей, и для детей. Это очень большая и актуальная тема. По-моему, она пересекается с темой, которую сформулировали так: «Вызовы современного воспитания: с чем сталкиваются родители и общество в целом». Но это такая большая тема, что я думаю, об этом мы и будем говорить на протяжении всех наши встреч. Думаю, что само понятие «воспитание» настолько неоднозначно, не говоря уже о «современном воспитании». Но возвращаясь к словам «не получается быть родителем», есть еще один смыл, тоже очень важный: это когда супруги по какой-то причине не могут стать родителями. В этой ситуации тоже можно встретиться с явным и неявным осуждением. Кто-то в такой ситуации кидается в приемное родительство, и может не выдержать его трудностей, кто-то живет с этой травмой и не может построить счастливую семью. Да, да, счастливую семью! Предвосхищаю, что дискуссия о счастливой семье, безусловно, позволит поговорить об очень важном. О семейных ценностях, например, которые совсем не обязательно одинаковые в разных семьях. Но можно ли обойтись без семейных ценностей, если семья, прежде всего, строится на пересечение двух родовых культур, представители которых, вдохновленные любовью, обречены находить точки соприкосновения, взаимопонимания, вить общее гнездо, где в тепле и согласии будут расти их дети?
И еще одна болевая точка, которую обозначили участники своим вопросом: «Неполные семьи — клеймо на всю жизнь с точки зрения возможности вырастить личность/человека из дитяти?» А вот другой вопрос: «Влияние состояния мамы на ребенка во время беременности и первого года жизни ребенка. Роль папы в родительстве». Вопросы как будто про разное, но они все взаимосвязаны. И наши размышления, диалоги помогут нам, за рассмотрением, казалось бы, отдельных вопросов, например, «привязанность», найти эти взаимосвязи и приблизиться к пониманию целостного процесса развития ребенка во взаимодействии со своими родителями и миром в целом. Лучше понять, что значит быть мамой и папой, слышать друг друга и входящего в мир человеческой культуры нового творца.
Конечно, мы осветили в этом сообщении не все вопросы, которые пришли к нам от зарегистрировавшихся участников. Но мы решили поделиться с нашими читателями с некоторыми из них, которые позволяют нам познакомиться с определенным кругом вопросов, интересующих наших участников. Мы думаем, что совместное обсуждение широкого круга взаимосвязанных вопросов позволит каждому участнику найти свой собственный взвешенный ответ на свой вопрос.
А пока, мы ждем новых участников и их вопросы. До скорой встречи!