Я САМ!!

 

Ребенок не знает кто он. Мы здесь, чтобы он нашел

себя, свою идентичность.”   Ф. Дольто

Человек родился. Не бог. Маленький, ещё не способный быть подобием своих первых богов – мамы и папы. Они большие, они двигаются сами и могут двигаться в пространстве вместе с ним. Они погружают его в мир звуков и запахов, таких успокаивающих, летающих то вверх, то вниз, то радостных, то беспокойных. Они наполняют его теплой вкусной пищей, и наступает покой и удовлетворение, глаза сами закрываются, ощущая мягкость маминого тела, а на лице появляется счастливая улыбка младенческого сна. Мама, папа рядом и во сне, и наяву, без них он пропадёт, погаснет свет новой неповторимой жизни. Теперь их трое — мама, папа и он — будут осваивать жизнь втроём.

Осваивать жизнь. Делать её своей. Хорошо, что нас трое. Она такая огромная эта жизнь, одному не справиться. Надо прислушиваться к звукам, таким певучим, ритмичным, что издают папа с мамой, но и не только они. Придётся потрудиться и разобраться, наблюдая за мамой и папой, что они значат для нас. И приглядываться, ведь я все лучше и лучше вижу множество предметов, которые окружают меня, маму и папу. Когда мама или папа берут меня на руки, особенно, когда я только что поел и ещё не хочу спать, то можно воспользоваться их ногами, которыми они могу приближаться и удаляться, чтобы показать им, что мне тоже интересно приблизиться к тому, что из кроватки видно плоховато. Эти путешествия мне очень нравятся. Особенно, когда мама или папа рассказывают, что это за вещь. Её можно видеть и узнавать её имя, даже потрогать.  Я недавно убедился в том, что всё, что я вижу или слышу — имеет имя. И я имею имя – Сашенька.

Хорошо, когда со мной мама или папа, но иногда они идут со мной совсем не туда, куда я бы хотел. Тогда мне так хочется быть таким как они и иметь свои ноги и идти ими туда, куда я захотел идти. И ещё я очень хотел бы им сказать о своём желании. Но как я не стараюсь двигать ногами, они меня всё ещё не совсем слушаются. А как я заглядываю в мамин рот, чтобы у меня получались понятные как у нее слова, которые могут передать ей, что я хочу! Мне даже кажется, что у меня уже кое-что получается, я стараюсь “па-па-па-па”, но папа не откликается. Вот, когда он мне говорит: “Сашенька”, я сразу понимаю и изо всех сил стараюсь встать и идти к нему. Но у меня тоже пока не получается, и он не слышит мой ответ. Придётся ещё стараться, и тогда у меня обязательно получится. У меня уже получается “дя-дя-дя-дя”,  и “ба-ба-ба-ба”, и “ма-ма-ма-ма”, но видно я что-то не совсем так говорю.

А сегодня получилась. Мама расслышала в моих “ба-ба-ба-да-да-да-ма-ма-ма”  “мама”, она так обрадовалась. И я тоже. Но и почему-то стало немножко грустно. Я вдруг растерялся. Я подумал, что, кажется, запутался.

У всего на свете есть имя. Я – Сашенька. Я не мама? Но я хочу того же, что и мама. Соска — не я, хотя я ее иногда сосу, а мамино молоко? Это мое молоко? Где Я, а где не Я? Было так хорошо и понятно Я и мама — одно целое. Может быть Я-папа? Нет, Я не папа. Кто Я?

Когда мама поёт мне колыбельную песенку, мне становится очень спокойно. Я чувствую её тело, её запах, её голос, вижу её, когда открываю глаза. Но даже с закрытыми глазами, я понимаю, что она бает, рассказывая мне, что любит меня. Это так ясно: её нежные прикосновения, покачивания, как тогда, когда мы были всегда вместе, её мягкий голос, её “люшеньки, лю-лю”. И главное, что она рассказывает мне обо всём, что меня испугало. Или просто о том, что вокруг происходит, например, когда одевает мне кофточку, чтобы идти гулять, рассказывает, зачем она и какая.

Я уже многое умею. Вставать в кроватке, даже сам держать ложку.  Но больше всего мне хочется ходить и разговаривать, как мама и папа. Мне нравится слушать многоголосицу, что звучит вокруг меня. Мне нравится, когда мама слушает меня и повторяет то, что мне уже удается произносить. Это так здорово! И маме нравится, и папе, и мы вместе смеёмся. Мне кажется, что в такие минуты я начинаю больше понимать, кто Я. Я даже уверен, что в эти минуты я подрастаю и становлюсь всё больше и больше похож на папу.

Ура! Сегодня я оторвался от маминой руки и пошёл сам. Я, Сашенька, я пошёл сам. Не я-мама, не я-папа, я-Сашенька пошёл. Пошёл совсем немножко, но пошёл. Сел, огляделся и задумался. Может быть, чтобы быть самим собой, не нужно быть другим? Может быть, важно быть не другим, а быть с другими? Быть с мамой, но не мамой, быть с папой, но не папой.  Но как быть собой? Все равно ещё надо подумать.

Думаю. Вот вокруг много разных звуков, много разных игрушек, много разных людей — у них разные имена. Значит, чтобы стать самим собой надо стать разным?

Мы с мамой гуляем на детской площадке. Там мамы разные и дети. Мне один мальчик понравился — Петя. Я подошёл к нему и взял его лопатку, ну чтобы быть ещё немножко Петей. Но он заревел, его мама выхватила у меня лопатку и еще сказала: «Какой злой мальчик». А моя мама сказала: «Сашенька, зачем ты это сделал, у тебя же своя есть лопатка?».  Я не знал, как ей ответить и тоже заплакал, только тихонько. И мы с мамой ушли домой. Почему так вышло? Я только хотел найти себя!!

Конечно, я не мама, но я у мамы научился улыбаться и говорить слова, которые и она говорит, я у папы научился смотреть под ноги, чтобы не падать часто, я у Пети хотел научиться делать крепкие куличики. Я подумал, что если немножко стану Петей, то и куличики станут как у Пети. А вот как все получилось!

А утром, когда я проснулся, солнце светило в окно, мама обняла меня с улыбкой и сказала ласково: «Доброе утро, Сашенька!» У меня было хорошее настроение, и я почти забыл вчерашнюю неприятность с Петей, но вдруг вспомнил, когда мама стала одевать меня, и сказал радостно: «Я сам!».  Я вдруг понял, что быть самим собой – это посмотреть, как делают другие их руками, то, что я хочу сделать сам и делать, делать, даже если не получается. Я же смотрел, как мама говорила “люшеньки-лю-лю” и теперь тоже могу сказать “лю-лю”, и “мама” могу, и “папа”. Я долго учился и научился сам. Конечно, мама и папа мне помогали, они очень старательно тоже повторяли всё, что я говорю, что они мне хотели сказать, и еще совсем немного, и я смогу говорить как они. Теперь я буду стараться, надеть трусики сам. Ну и что, что я не сразу попадаю ногой куда надо. Я могу сделать ещё раз и ещё. И тогда у меня получится не хуже, чем у мамы. Но я сделаю сам. Мама мне говорила, что у неё тоже не всё получается сразу и тогда надо потрудиться. Что всё получается, когда потрудишься. Я буду трудиться.

И ещё мама сказала, про наш случай с Петей, что можно не брать у Пети лопатку, а внимательно посмотреть, как он делает куличики и делать хорошие куличики самому. Может быть, вы тогда смогли бы ещё что-то интересное показать друг другу и даже подружиться.  Тебе же понравился Петя? В следующий раз я помогу тебе познакомиться с Петей, чтобы он не думал, что ты хотел отнять у него лопатку, а понял, что просто ты в прошлый раз выбрал не очень удачный способ для знакомства.

Теперь я понял, что чтобы найти себя не надо быть кем-то другим, Петей, например, надо быть среди других детей и взрослых и научиться узнавать то, что я хочу делать, и не обязательно делать тоже, что делают другие.

А папа, когда узнал мою историю с Петей, сказал, что если я хочу знакомиться с другими детьми и играть с ними, то мы можем пойти в «Зелёную дверцу». Это такой дом, куда приходят разные дети и их мамы и папы, и каждый там может играть в то, что сам захочет, или вместе, если познакомятся. Там много игрушек разных, большой домик, горочка. И много слышно разных голосов и каждый важен. Еще там есть доска, на которой пишут имя каждого. Получается, что все будут знать, что я Сашенька, а еще будет много разных других имен. И я обязательно найду себя, своё место среди других разных интересных детей.

 

“Защищать свое собственное желание и не укореняться в чужом, присваивая его себе – главное в создании собственной индивидуальности. Дети не поддаются желанию подражать друг другу, когда понимают, что быть самим собой лучше, чем другим».  Ф. Дольто.