14 ноября в «Зеленой дверце» прошел очередной семинар «Зеленая дверца – пространство диалога культур».
Присутствующие на семинаре педагоги, психологи, психотерапевты, студенты, волонтеры, готовящие себя к работе с детьми раннего возраста, с большим интересом обсуждали предложенную тему. Присутствующие делились своим опытом о работе с детьми раннего возраста и, конечно, обсуждали уникальный опыт работы с детьми и их родителями, представленный принимающими специалистами «Зеленой дверцы».
Социокультурное пространство, созданное для оптимального развития младенцев и детей раннего возраста по модели Ф.Дольто, прежде всего, является пространством коммуникации, пространством диалога. На семинаре его участники обсуждали необходимость выстраивания диалога с ребенком, еще не владеющим вербальной речью, как важен этот опыт для всей дальнейшей жизни человека, живущего в мегаполисах с разнообразным этно-культурным составом. Особенно актуально стоит этот вопрос сегодня, когда уровень ксенофобии чрезвычайно высок.
Уже маленький ребенок может получить опыт того, что жить можно так, чтобы было хорошо и ему, и тому, кто рядом с ним. Обо всем можно договориться, потому что человек – это единственное на Земле живое существо, которому дано слово, позволяющее понять другого человека. Человеку, владеющему словом, уже не нужно доказывать, того, что для него значимо, зубами, когтями, кулаками, палками и т.д.
Участники семинара подчеркнули, что чрезвычайно важно создавать возможность социальных контактов для родителей с самыми маленькими детьми. Мать, замкнутая на своем ребенке, сама испытывает значительные психические перегрузки. Ограниченная стенами своей квартиры «жизнь двух людей разных возрастов, в которой отсутствуют необходимые социальные связи, стимулирующие умственное, физическое и эмоциональное развитие этих двух граждан, не готовит ни того, ни другого к нормальной жизни в обществе, к животворным контактам с себе подобными» (Ф. Дольто). Изоляция, трудности при вступлении в контакт с другими людьми создают большие проблемы и для ребенка и для взрослого. Эти проблемы становятся источником, как психических страданий, так и психосоматических заболеваний. Особенно убедительно поддерживали этот тезис те, кто испытал его на себе, став мамой.
В «Зеленой дверце» ребенок учится контактировать с другими людьми: сначала в присутствие тех, кому он доверяет, затем расширяя пространство социальных контактов. Все это пища для развития и интеллекта, и эмоциональной сферы ребенка. На этом этапе развития для малыша необходима спонтанная игра, которая развивает воображение, так необходимое творческой личности и принятие определенных социальных ограничений.
Нужна небольшая подготовка, чтобы понять и почувствовать, что старается передать ребенок взрослому на до- вербальном языке, используя плач, язык тела, спонтанную игру и т.п. «Зеленая дверца» готовит к тому моменту, когда ребенок узнает, что приемлемо в обществе, а что нет, и что он является человеком, которого всегда готовы выслушать.
Ребенок раннего возраста, возраста строительства его психического мира, использует все возможности до-вербального языка, чтобы быть услышанным, потому что он не может по-другому. Если ребенок в своем становлении идентичности встречает трудности, чтобы быть услышанным, он возвращается снова и снова к своему вопросу.
В Зеленой дверце, входящие в мир малыши и их родители, включаются в равноправный диалог и между собой, и между другими детьми и родителями. Именно этот ранний опыт безопасного общения между различными людьми может позволить людям, разделенным разными языками и обычаями приближаться к взаимопониманию.
Как показала Дольто, для всех людей и французов, и русских, и людей других национальностей ранняя уважительная коммуникация обеспечивает гармоничное развитие ребенка: телесное, психическое, социальное. Уважение к чужому мнению – основа равноправного диалога, диалога без предвзятого мнения. Диалог, беседа, если он ведется без поставленной цели добиться своей правоты, всегда обогащает собеседников новыми представлениями и взглядами, с которыми можно соглашаться или нет, но новая точка зрения, позволяет задуматься, еще раз оценить другую точку зрения с учетом аргументов собеседника. Только такая беседа царит в Зеленой дверце: заинтересованная, обогащающая всех, не директивная, доброжелательная, позволяющая размышлять о предмете беседы более полно и, даже не соглашаясь с собеседником, сохранять уважительное право его на иную точку зрения.
Важно понять значение до-вербального диалога. Если он состоялся, то дальнейшее общение ребенка, его коммуникативные навыки развиваются достаточно успешно, ведь в самом начале жизни его невербальные послания прочитывались, и ребенок уже знает, что его хотят и могут услышать, и он старается расширить возможность общения. Когда с раннего детства ребенок натыкается на то, что его не слышат и даже не предполагают, что он ждет диалога, а получает в ответ на свой вопрос-плач – «смотри, птичка полетела», или еще хуже – «тише, тише», он воспринимает эту ситуацию как знак того, что он не имеет права голоса.
Чтобы люди, разделенные разными языками и обычаями, все-таки приближались к взаимопониманию, мы в Зеленой дверце напоминаем всем нашим посетителям, что они, прежде всего, люди, способные к объединяющему и обогащающему диалогу.
Способность человека к объединяющему и обогащающему диалогу может помочь всем нам стать ближе друг к другу и успешно продвигаться к взаимопониманию и безопасной мирной жизни на Земле.
Подводя итоги:
Светлана Копина, психотерапевт:
В результате отчетливо сложилось такое мнение, что очень важно понимать ребенка , и это неразрывно связано с моим желанием понять себя и возможностью понять другого.
Ольга Варпаховская, социальный педагог:
«Мы понимаем себя через другого. Быть с другим – это основа. Мы все зависим друг от друга и это особенно наглядно проявляется в наших отношениях с детьми».
«Любовь к себе, ребенку, мужу — это все неразрывно, – это ответственность за другого и за себя. Любовь – это моя собственная ответственность и труд. Не контроль, а создание отношений, где каждый может быть самим собой. Это трудно. Ответственность за себя и за то, что ты делаешь в этом мире».
Анастасия Чебураева, психолог:
«Столько мыслей возникало по ходу обсуждения… Меня неоднократно посещала мысль во время всего семинара, что нужно не столько воспитывать детей, сколько себя».
Зарбону Абдулнозарова, волонтер, работающий с детьми из семей мигрантов
«Большое спасибо. Мы волонтеры, работаем с детьми и это нам в будущем очень пригодится, еще раз спасибо»!
Тохир Мамадфозилов, студент-социолог, волонтер:
«Спасибо, что Вы о многом нам рассказали, мы много, что поняли. Много новых мыслей».
Азима Шукрикова, мама:
«Я тоже много поняла, есть правила, я раньше не знала об этом и все время нельзя, нельзя, а сейчас поняла, что есть правила для всех».
Зейнура Шакармамедова, педагог, волонтер:
«Спасибо, это была новая информация, я даже о таком не думала. Много, очень много, это надо еще додумывать. Надо чувствовать себя на равных с ребенком. Человек должен знать, как общаться с людьми»…
Мария Васина, психолог, мама:
«Постараюсь кратко. Очень много у нас ожиданий от себя, от ребенка. Пытаюсь выразить: я самоценный, хороший и правильный, и другие тоже самоценные, хорошие и правильные, но другие, и это очень трудно.Ценный сам по себе, такой, какой есть»…
Татьяна Виенко, студентка- психолог:
«Для меня самый ценный результат семинара – это необходимость в размышлениях, обмене мнениями, что есть о чем подумать. Не какие-то готовые рецепты на все случаи жизни, которые не всегда действенны в конкретных случаях. Действительно, жизнь она в движении, в общении, все это проживая мы развиваемся и больше понимаем себя и ребенка, становимся для детей лучшими спутниками в их открытии мира. Мне кажется, когда ты на чем-то остановился, то ты не живешь. Надо всегда быть открытым чему-то новому. Спасибо».
Ирина Василевич, педагог:
«Действительно, раннее детство такой момент, который трудно понять нам, взрослым. Мы не можем вспомнить себя в возрасте 3-х лет и нам не понятно, что делать с малышом. Очень трудно и мамам, и педагогам и всегда нужно искать свой личный подход в общении с ребенком, своим ли родным, или совсем не знакомым; поэтому никаких единообразных рецептов точно нет, но мы можем делиться каждый своим опытом, знаниями, чтобы руководствуясь помощью нас, взрослых, дети, входя в мир различных людей, были бы вооружены умением принимать окружающих не враждебно, уметь выстраивать уважительные безопасные отношения».
Анна Едыгина, педагог-психолог:
«Я тоже очень рада встрече специалистов, работающих с детьми раннего возраста. Как уже говорили, мы социальные существа и мы достраиваемся в общении и как личности, и как профессионалы. Сегодняшнее обсуждение темы диалога, его возникновение у детей раннего возраста было для меня безумно ценно. Поэтому спасибо большое всем.
Юлия Мухаметшина, Педагог-психолог, логопед:
«Хочу напомнить, что в нашем обсуждении очень животрепещущим был вопрос о правилах. Часто мы взрослые сами не хотим их соблюдать. Но есть одно самое главное правило для нас, родителей и специалистов, работающих с самыми маленькими – мы должны, находясь рядом с ребенком слушать его речь, ту, с которой он обращается к нам, не владея словесной речью и постараться ее понять. Вообще с правилами жить легче. Они не просто так. Особенно те, которые обеспечивают ребенку возможность диалога, возможность быть услышанным. Спасибо».
Марина Бортникова, психолог:
«Хорошо, что вы пришли, и получилось интересное и многогранное заинтересованное общение. Надеюсь, что здесь, в «Зеленой дверце», мы еще не раз увидимся и продолжим обсуждение и других актуальных тем, связанных с развитием детей младенческого и раннего возраста. Напоминаем, что у нас есть сайт, где вы можете получить дополнительную информацию.