«Любые действия имеют смысл лишь в сообществе с другими людьми и ради других людей». Ф. Дольто
Дорогие друзья!
Вот и прошел наш семинар «Я и другой: открытие мира ребенком от года до трех лет». Мы посвятили его Ф. Дольто, которой 6 ноября этого года исполнилось бы 111 лет.
Ее наследие положено в основу деятельности «Зеленой дверцы» и каждый наш семинар, так или иначе, обращается к основополагающим положениям ее теории и практики.
Ф. Дольто, как педиатр, обращаясь к своим коллегам, подчеркивала, что «издоровье, и болезнь – это результат межличностных отношений, связей, складывающихся у детей с взрослыми и у взрослых с детьми. Необходимо работать над пониманием и оздоровлением этих связей».И ее слова до сих пор звучат как новаторские.
Ее теоретическая и практическая работа психоаналитика привела ее к выводу, что «психические потребности, неразрывно связанные с телесными, есть результат межличностных отношений, которые посредством языка соединяют организм человека, его тело, и душу в единое целое». И это положение Ф. Дольто еще не стало широко известным и используемым.
Жизненный опыт Ф. Дольто — человека, пережившего две мировые войны, привел ее к главному итогу всей ее жизни – Зеленому дому, центру ранней социализации детей, месту профилактики психосоматических заболеваний и социальных драм.
Для Ф. Дольто ранняя социализация – это процесс очеловечивания, когда ребенок приобретает физические возможности прямо хождения и осваивает речь — важнейший человеческий инструмент, вооружившись которым, он вместе с другими окружающими людьми начинает познавать и преобразовывать мир. Социализация для Ф. Дольто возможна лишь в смысле глубокого уважения к личности ребенка, проходящего через направленную к нему речь.
На семинаре мы говорили о том, какие возможности перед родителями в повседневной жизни открывает концепция раннего развития Ф. Дольто. Как всегда на семинарах в «Зеленой дверце», обсуждаемые вопросы были интересны не только родителям, но и специалистам, работающим с детьми раннего возраста. Такой взаимно заинтересованный, дополняющий друг друга диалог между родителями и специалистами всегда оказывается очень плодотворным.
О чем говорили, о чем размышляли? И о том, что у периода раннего детства был предшественник — младенчество. И чтобы период раннего возраста мог быть пережит ребенком полноценно, необходимо, чтобы и младенчество было годом, в котором произошли те главные события, без которых невозможно полноценное развитие ребенка раннего возраста. Это, прежде всего, абсолютное принятием рожденного ребенка родителями таким, какой он есть, со всеми его особенностями. Это — важнейшее условие развития малыша, которому, к сожалению, еще не достаточно уделяется внимания, гораздо меньше, чем привязанности, тогда как принятие ребенка родителями играет не меньшую роль в формировании личности ребенка, чем привязанность.
Именно, принятие ребенка, в первую очередь родителями, чуткое вслушивание в его телесный язык, и отвечающих на все его проявления словом, создает ту опору, которая позволяет малышу познавать и принимать самого себя. Это принятие себя и позволит ему безопасно принять мир других людей, сделать свой первый самостоятельный шаг к ним и произнести свое первое слово.
Период раннего детства, о котором мы говорили, это период между мамой и окружающим миром, который малыш начинает познавать самостоятельно. И здесь он начинает активно пользоваться своим телом прямоходящего человека и словом, которое позволяет ему не только познавать мир, но и преобразовывать его.
На семинаре мы рассмотрели некоторые трудности, связанные с развитие ребенка в семье. И смогли заметить, что многие из них связанны, прежде всего, с недостаточностью словестной коммуникации, которая не сложилась на первом году жизни ребенка и часто продолжает оставаться на уровне монолога с ребенком, а не необходимого уважительного смыслового диалога, являющегося важнейшим фактором развития детей от года до трех лет.
Важность развития речи ребенка в этот период невозможно переоценить. Благодаря символической функции языка человек имеет возможность придавать значение своему опыту, перерабатывать происходящее, понимать реальность, устанавливать связи и отношения с миром, создавать новые смыслы, вдохновляться на осуществление творческих замыслов.
Мы говорили о том, какую огромную роль играет в развитии ребенка этого возраста механизм идентификации ребенка с другим, прежде всего, с родителями. И тем самым о важности примера родителей во всем, и главным образом, в уважении друг к другу, проявляющимся и в том, какие слова они подбирают в разговоре с ребенком и между собой. Именно в этом возрасте, в семье закладываются основы освоения ребенком речи, а значит и мышления, осмысления кто «я» и как устроен мир.
Особенно это важно, когда мы говорим с детьми о запретах: нельзя требовать от малыша того, что сами не выполняем.
Раннее детство — это время постижение закона, как основы структурированной картины мира, где, прежде всего, возникают границы Я — другой. Закона, создающего безопасность каждому. Я безопасен в мире, где есть место мне и другому.
Конечно, мы не смогли в рамках одного семинара, даже затронуть все важнейшие моменты развития детей от года до трех лет. Безусловно, необходимо вернуться к более подробному разговору о принятии ребенка таким, какой он есть и нарушении привязанности, поговорить отдельно о спонтанной свободной игре ребенка и ее значении в развитии воображения, творчества ребенка, как эти процессы связанны с развитием речи. Все участники семинара поддержали наши планы о том, чтобы обсудить на наших семинарах в дальнейшем все эти важнейшие темы.
На прошедшем семинаре мы хотели подчеркнуть два важнейших момента, влияющих на развитие ребенка в раннем возрасте — это словесная коммуникация с другим и важность другого в жизни малыша, без которого развитие человека было бы невозможно.
Нам важно было подчеркнуть, что человек не имел бы речи, не имел бы культуры, если не осознал бы необходимость принятия другого, в диалоге с которым он совершенствовал бы себя и мир, который его окружал. Принятие другого — главным стимул развития человека.
Тот опыт, с которым делились родители и специалисты, позволил нам согласиться с Ф. Дольто, что социализация — это процесс очеловечивания. И этот процесс складывается из оздоровления межличностных отношений между взрослыми и детьми, которые посредством языка соединяют организм человека, его тело, и душу в единое целое. Оздоровление этих связей возможно лишь при глубоком уважении к личности и ребенка, и взрослого, выраженном направленным друг к другу равно уважительным словом.
Мы можем сохранить и телесное, и психическое здоровье свое и детей, создавая пространства очеловечивания. Мы сохраняем такое пространство в «Зеленой дверце», его можно создавать и сохранять в каждой семье, ДОО, в своем дворе, везде, где мы встречаем других детей и взрослых.
Подтверждением этому оказался просмотр короткометражного фильма «Кастрюлька Анатоля». Пережитые чувства от увиденного еще больше укрепили нас в необходимости работать над «пониманием и оздоровлением межличностных связей», принятию тех, кто рядом с нами.
Невольно пришли на память слова Ф. Дольто: «Жить — это значит, изо дня в день поддерживать связь с другими и что-либо строить… Я любила людей, вот и все, взрослых и детей я любила одинаково. Я люблю детей за то, что они люди. И за то же самое люблю их растерянных родителей».
Вступительное слово О.Г. Варпаховской о наследии Ф.Дольто.
Вопросы от родителей о возникающих трудностях в общении с детьми.
Атмосфера обсуждения сразу сложилась непринуждённая.
Выступавшие говорили от всего сердца.
И слова выступавших доходили до всех, и откликались и умом, и сердцем.