Послесловие

Дорогие друзья «Зеленой дверцы», участники наших  Ежемесячных  Встреч в ее гостеприимном пространстве!

Как и планировали, 15 декабря, прошла наша третья Встреча «Семья в ожидании рождения ребенка» из цикла «Мы и наши дети: шаг за шагом, от истоков зарождения новой жизни к взрослению, познанию окружающего мира через язык и культуру».  Эта Встреча продолжила,  начатый на предыдущей встрече,  разговор о зарождении семьи, колыбели новой жизни.  Каждая встреча участников позволяла нам расширять представление о том, что истоки появления на свет нового человека уходят в его историю, непрерывную историю его родителей, бабушек и дедушек, прабабушек и прадедушек.  Что создание новой  семьи, той колыбели, в которой будет расти новый человек, опирается на обычаи и ценности предыдущих поколений и труд новой любящей пары, готовой внести в дары прошлого  умение слышать друг друга, находить общий язык и строить свой безопасный дом.

И вот новая жизнь, еще невидимая, заявила о себе. Теперь в доме появился новый член семьи и с ним тоже надо находить общий язык.

Наша встреча «Семья в ожидании рождения ребенка» проходила в ожидании праздника Солнцеворота, Нового года и Рождества. Эти праздники  и переживания связанные с ними идут из древних времен и связаны с семьей и ожиданием перемен, встречей с новыми условиями жизни. Праздник Солнцеворот еще называли День перемен. По преданиям славянских народов после самой длинной в году ночи рождается новое солнце. Так же как мы сейчас на Рождество и Новый год, наши предки наряжали ель 21-22 декабря, украшали дом гирляндами, но не в полночь, а на рассвете, глядя на пробуждающееся дневное светило.  На нашей встрече мы старались создать эту атмосферу в «Зеленой дверце».  Ведь мы собрались, чтобы говорить об ожидании семьей нового человека. Говорить о том, как ожидает ребенок встречи с миром еще для него невидимым, и как ожидают родители встречи с уже живущим и, стремящимся к ним,  малышом.

Удивительное  это состояние ожидания. Конечно, любое ожидание связано с нашими надеждами на лучшее, но рядом с ним всегда и тревоги, и страхи неизвестности.  У В. Маяковского есть строки: «Поэзия — вся! — езда в незнаемое». Эти строки пришли в голову сами. А наша жизнь, которую отражает поэзия, разве не вся езда в незнаемое? А разве те вопросы, которые мы обсуждаем на наших встречах не езда в незнаемое?  Например, вопрос,  прозвучавший на семинаре: «В мире, где все меняется с уже недетскими скоростями, как вообще подготовиться детям стать взрослыми в их новом мире?»  

Конечно, самим детям не подготовиться.  Недаром, мы говорили на первой встрече, что человеческое дитя не может жить и развиваться без взаимодействия с другим человеческим существом. В первую очередь с матерью и отцом, другими членами семьи. Говорили, что семья – гнездо для безопасного становления незрелого человеческого детёныша в человека, способного продлить род, реализовать свои потенции человека говорящего, познающего, умножающего человеческую культуру. 

На этой встрече говорили, как все-таки может семья помочь, растущему еще в лоне матери ребенку, приобретать те необходимые качества, которые позволили бы ему выстоять в любых испытаниях, выпадающих на долю каждого.

Обратившись к теории детского развития Ф. Дольто, где она впервые утверждает, что психические функции начинают развиваться у ребенка уже в пренатальном периоде, мы открываем для себя те ресурсы, которые могут быть полезными для решения нашей задачи.  В своей практической работе психоаналитика,  Ф. Дольто убеждалась, что ребенок, находясь в утробе матери, уже способен слушать и запоминать то, что говорят близкие взрослые.

Ребенок с зачатия существо речи, субъект своей истории, желания. Развиваясь еще на этом, самом первом этапе жизни, малыш ощущает потребность знать, что он не одинок. Он ищет общения. Потребность в общении  равносильна для ребенка  утверждению, что он существует. Когда он получает,  в подтверждение своему ожиданию взаимодействия ответные чувства любви и внимания,  он приобретает базовую безопасность, уверенность в своем существовании, необходимые для успешного освоения каждого этапа своего развития.

Дольто подчеркивала важность эффекта межличностного общения, которое осуществляется независимо от того, знаем мы об этом или нет. Уже во внутриутробной жизни, но особенно с момента рождения, ребенок испытывает потребность в словесном межличностном общении  со своим окружением: его родителями, братьями и сестрами, бабушками и дедушками. Вербальное общение это не просто слова, а гораздо больше, чем просто слова, это воздействие слов на каждого участника общения.

Важно знать, что разговорный язык  общения довольно часто (намеренно или нет) искажает истинный смысл слов. «Эффекты этой игры в прятки всегда динамичны:  для человека, находящегося в процессе развития, — для ребенка – они могут стать как живительными, так и пагубными», так писала Ф.Дольто. На эту особенность слов обращал внимание и Л. Выготский. В своем труде «Мышление и речь» подчеркивал: «Открытие изменения значений слов и их развития есть то новое и существенное, что внесло наше исследование в учение о мышлении и речи, оно есть главное наше открытие».   

Чувство базовой безопасности, в значительной степени опирающееся на вербальное межличностное общение и закладывающееся в пренатальном периоде,  занимает центральное место при рассмотрении развития человека и его проблем.  Например, становление  идентичности ребенка значительно затруднено, если он не испытывает этого чувства.

В свою очередь на становление собственной идентичности ребенка, позволяющей ему быть эмоционально устойчивым в трудных ситуациях оказывает отношение окружающих людей к его родителям. Дети чрезвычайно чувствительны к этому. Это очень важное условие необходимое для того, чтобы ребенок  мог принять себя, как ценность принятую миром. И это тоже закладывается в утробе матери. И, конечно, остается важной составляющей психического здоровья человека.

Для Ф. Дольто основополагающим знаком уважения, принятия, любви, отношения доверия к растущему человеку является способность взрослого говорить ребенку правду, которая касается его жизни и жизни его близких. Говорить правду о том, что мы испытываем, какой бы правда ни была, — настоящую правду, а не травмирующий вымысел. И это касается и внутриутробного периода развития ребенка.

Мы, конечно, никогда точно не сможем предугадать,  с какими конкретными проблемами столкнется ребенок в новых,  не известных родителям,  условиях. Но мы можем сделать для ребенка возможным расти в условиях, которые позволяют ему сохранить свое физическое и психическое здоровье, уметь строит безопасные уважительные отношения с теми, с кем он будет вместе реализовывать себя и познавать мир. 

Невидимый малыш в утробе матери, готовится стать видимым.  А пока изучает мир звуков, еще не очень ясно, но достаточно, чтобы слышать голос отца и матери и других членов семьи. Он сам еще не готов подать свой неповторимый голос, но  уже вполне мог бы согласиться с М. Бахтиным, что «жизнь – гул голосов». Уникальных голосов, неповторимых.  

А на следующей встрече, мы будем говорить о появление ребенка на свет и обретении им своего неповторимого голоса и собственного лица. Но это будет в феврале.