Дорогие друзья Зеленой дверцы! Подводя итоги 25-летней работы Зеленой дверцы, мы решили расширить ее пространство в интернете, открыв свою страничку и в инстаграм. Как и на сайте, и в соцсетях первые публикации в инстаграме мы посвятили Дню знаний. К этой теме мы обращались не раз, т.к. для Зеленой дверцы она очень актуальна. 25 лет назад, только начиная погружаться в удивительный мир Зеленого дома Ф. Дольто, мы узнали, что «Зеленый дом – это место слова». Первое, что мы уяснили для себя, это то, что в Зеленом доме придают большое значение речевому общению с ребенком, а также возможностям родителей, по их желанию, разговаривать со специалистами, принимающими детей и родителей. Для этого необходимо поддерживать атмосферу эмоциональной безопасности, чтобы переживания и тревоги тех и других не замалчивались, не копились, приводя к неврозам, а могли быть высказаны.
Еще Ф. Дольто часто подчеркивала, что обращение к ребенку с речью позволяет ему почувствовать себя важным, уважаемым, равным взрослым, обращающимися друг к другу с помощью слов. Эти положения педиатра и психоаналитика Ф. Дольто легли в основу начала нашей деятельности. Дальнейшая многолетняя работа, как всякая работа, в которую вникаешь и начинаешь любить, открывала и нам все новые и новые грани нашей работы. Ф. Дольто неоднократно писала, что учителями в ее работе были, прежде всего, дети.
Зеленая дверца живет детскими голосами, глазами, их радостью и печалью. И мы тоже учились у детей, и они открывали нам новые смыслы, в том числе этой короткой фразы: «Зеленый дом – место слова». Это именно они обратили наше внимание на то, как неговорящие малыши особенно чувствительны к звуку. Как они в буквальном смысле смотрят в рот говорящему взрослому, конечно, когда говорящий взрослый отвечает на его взгляд-вопрос: «А как будет звучать в твоих устах то, что я сейчас делаю?» И встречая эти взгляды-вопросы, крики-вопросы – движения – вопросы, постепенно открылся в Зеленой дверце еще один аспект фразы Зеленый дом – место слова. И этот аспект и есть та ускользающая от нас в начале нашей работы связь положения Ф. Дольто о важности межличностных отношений, их качества, особенно детско-родительских отношений с малышами и ее особого отношение к словесному общению в пространстве Зеленого дома.
В начале нашей работы пространство Зеленой дверцы воспринималось и принимающими посетителей специалистами и, конечно, родителями лишь как удачное место для семейного досуга: отдыха родителей и игры детей, еще не освоивших словесное общение, место, где родители могли не формально поговорить со специалистами о своих детях. И только тогда, когда открылась той естественной спонтанной жизнью Зеленой дверцы связь между словесной коммуникацией детей с детьми, взрослых с взрослыми и детьми приоткрылось то, как это взаимодействие становится той питательной средой, которая позволяет ребенку становиться говорящим словами человеческим существом. Так фраза Зеленый дом – дом слова, открылась новым смыслом — Зеленый дом поле словесного общения, где ребенок становится человеческим существом, способным учится мыслить и говорить.
«Зеленая дверца», таким образом, становится для ее посетителей и специалистов не только местом отдыха, общения, как умения получать удовольствия от взаимодействия между людьми, но и местом вхождения в словесную коммуникацию, являющуюся инструментом познания окружающего мира, местом приобретения взаимовыгодных доброжелательных межличностных отношений, опорой для благополучия человека во всех его делах.
Когда мы писали о К. Чуковском и его нестареющей книги «От двух до пяти», на новой страничке в инстаграм, мы хотели обратить внимание современных родителей на эту книгу, как на книгу, в которой можно и сейчас найти много ценных сведений о вылуплении речи у малышей, которые не всегда легко заметить в обыденной жизни. В этой книге К. Чуковский щедро делиться с нами той сокровищницей примеров работы малышей над тем, как они осваивают законы построения слова, оттачивают свою мысль и оформляют ее в ясную для себя и другого формулировку.
Вот как рассказывает автор о постижении неговорящим малышом слова: «при образовании слов огромное значение имеет звуковая сила фонем и слогов, из которых составляется слово. Ребенок в первую очередь берет и упрочивает повторением первый, последний или наиболее сильный ударный слог в слышимом слове. Образовывая слово «молоко», ребенок фиксирует и произносит сначала слог «мо», как наиболее отчетливо звучащий, связывая его со зрительным образом молока. В дальнейшем он присоединяет к этому слогу второй, различаемый по звучанию слог— «ко» и, смотря на молоко, говорит «моко». Наконец он вводит третий слог — «ло», в конце или в середине слова, произносит «моколо» и наконец «молоко».
От общей языковой ситуации в семье, могут быть и другие пути освоения ребенком звучания слова молоко. Например, ребенок при виде молока произносит сначала «ням-ням», то есть отвечает привычной общей речевой реакцией на пищу. Затем, дифференцируя молоко, он синтезирует сразу два ударных слога и, заменяя «ло» звуком «я», говорит «маяко»; наконец, вводя «л», произносит «маляко».
Приведенный К. Чуковским пример звукового восприятия слов взрослых, при сопоставлении его ребенком с видимыми реальными предметами, показывает, как ребенок методом проб и ошибок встраивает себя в слышимое пространство речи, строит свои словесные конструкции по законам звучащего вокруг родного языка.
Слово часто имеет в сознании ребенка такой же конкретный характер, как и та вещь, которую оно обозначает. Оно, так сказать, отожествляется с вещью, подчеркивает К. Чуковский.
А какие примеры постижения языка приводит он в своей книге! Они и дают нам пищу для понимания освоения детьми языка, и пробуждают в нас чувство юмора, которое, кто знает, может быть, зародилось в те далекие времена, когда древний человек создавал первые слова.
«Майя крикнула своей старшей сестре:
— Хватит тебе секреты говорить! Секретарша какая!
А трехлетняя Таня сказала:
— Мы ходим на прогулку, — мы прогульщики!
И сколько я знаю детей, которые думают, что насупились это, значит, наелись супу, а отравились — наелись травы».
Эти примеры помогают нам лучше понимать ребенка, быть внимательнее к тому, что произносим, разговаривая с ним. Осваивающие речь малыши гораздо более чуткие к глубинному значению смысла слов. Мы же, взрослые, не придаем большого значения словам, которые употребляем в разговорах с ребенком или в присутствии ребенка. Не заботимся о том, какие слова мы подбираем для выражения точного смысла нашей речи. В Зеленой дверце нередко можно услышать, как мамы между собой в присутствии ребенка говорят: «Пора уже отдавать (Мишу, Таню..) в детский сад…» — и увидеть, как меняется не замечаемое мамой лицо ее малыша. Появившаяся в его глазах тревога, безмолвный вопрос явно говорят о том, что он испуган тем, что мама собирается его куда-то отдавать, как отдавала, возможно, его ботиночки соседскому мальчику. А мама всего-то и сказала, что пора готовить сына к посещению садика.
Так мы и перешли к тому, что стать существом говорящим и думающим можно только в общении; общении, требующем внимания к словам, которые мы обращаем к собеседнику, тем более собеседнику, который часто в силу своего возраста и отсутствия активной речи воспринимается нами взрослыми, как не владеющий речью, а значит и не понимающей ее, не являющийся собеседником.
То, что неговорящие дети не являются полноценными собеседникам — опасное заблуждение взрослых. Оно, к сожалению, бытует еще у многих родителей. Современной наукой доказано, что ребенок еще в утробе матери способен слышать звуки окружающего мира, выделять из них голоса матери и отца. С момента рождения, попав в воздушную среду, возможности слышать и дифференцировать звуки расширяются. Теперь успехи малыша в освоении речи от первого крика до первого слова будут напрямую зависеть от того, насколько родители поддерживают его непрекращающуюся ни на минуту работу по освоению человеческой речи. «Свои языковые и мыслительные навыки ребенок приобретает лишь в общении с другими людьми», напоминает К. Чуковский. Этими другими людьми являемся все мы с вами, взрослые, постигающие вместе с малышами самую важную науку человека: слышать и понимать друг друга, на каком бы языке мы не обращались друг к другу — на довербальном или вербальном. Доверие к миру, ощущение принятия себя в мире возможны для малыша только в том случае, когда его первые довербальные выражения себя, своего состояния – крика, мимики, других телесных проявлений — будут услышаны и означены словом. Ведь даже еще не говорящий словами ребенок уже словесное существо, по утверждению Ф. Дольто нуждающееся в слове не меньше чем в телесной пище.
Потому и является Зеленая дверца, как и Зеленый дом, домом слова, потому что именно здесь, в этом пространстве детей, родителей и принимающих специалистов создается атмосфера эмоциональной безопасности, в которой каждый принят таким, какой он есть, атмосфера, где ребенок погружается в пространство уважительного словесного диалога, позволяющего ему осваивать законы социальной жизни, родного языка и речи.
Вопрос никогда не остается без ответа.