«Зеленая дверца» – место Слова.

Дорогие друзья Зеленой дверцы! Подводя итоги 25-летней  работы Зеленой дверцы, мы решили расширить ее пространство в интернете, открыв свою страничку и в инстаграм.  Как и на сайте, и в соцсетях первые публикации в инстаграме мы посвятили Дню знаний. К этой теме мы обращались не раз, т.к. для Зеленой дверцы она очень актуальна. 25 лет назад, только начиная погружаться в удивительный мир Зеленого дома Ф. Дольто, мы узнали, что «Зеленый дом – это место слова».  Первое, что мы уяснили  для себя,  это то, что в Зеленом доме придают большое значение речевому общению с ребенком, а также возможностям  родителей, по их желанию, разговаривать со специалистами, принимающими детей и родителей.  Для этого необходимо поддерживать атмосферу эмоциональной безопасности, чтобы переживания и тревоги тех и других не замалчивались,  не копились, приводя к неврозам, а могли быть высказаны.

Еще Ф. Дольто часто подчеркивала, что обращение к ребенку с речью позволяет ему почувствовать себя важным, уважаемым, равным  взрослым,  обращающимися друг к другу с помощью слов.  Эти положения  педиатра и психоаналитика Ф. Дольто  легли в основу начала нашей деятельности.  Дальнейшая многолетняя работа, как всякая работа, в которую вникаешь и начинаешь любить,  открывала и нам все новые и новые грани нашей работы.  Ф. Дольто неоднократно писала, что учителями в ее работе были, прежде всего, дети.

 Зеленая дверца живет детскими голосами, глазами, их радостью и печалью. И мы тоже учились у детей, и они открывали нам новые смыслы, в том числе этой короткой фразы: «Зеленый дом – место слова».  Это именно они обратили наше внимание на то, как неговорящие малыши особенно чувствительны к звуку.  Как они в буквальном смысле смотрят в рот говорящему взрослому, конечно, когда говорящий взрослый отвечает на его взгляд-вопрос: «А как будет звучать в твоих устах то, что я сейчас делаю?»  И встречая эти взгляды-вопросы, крики-вопросы – движения – вопросы,  постепенно открылся в Зеленой дверце еще один аспект фразы Зеленый дом – место слова. И этот аспект  и есть та ускользающая от нас в начале нашей работы связь положения Ф. Дольто о важности межличностных отношений, их качества, особенно детско-родительских отношений с малышами и ее особого отношение к словесному общению в пространстве  Зеленого дома.  

В начале нашей работы  пространство Зеленой дверцы воспринималось и принимающими посетителей  специалистами и, конечно, родителями лишь как  удачное  место для семейного досуга: отдыха родителей и  игры детей, еще не освоивших словесное  общение, место, где родители могли не формально поговорить со специалистами о своих детях.  И только тогда, когда открылась той естественной спонтанной жизнью Зеленой дверцы связь между словесной коммуникацией  детей с детьми, взрослых с взрослыми и детьми приоткрылось то, как это взаимодействие становится той питательной средой, которая  позволяет ребенку становиться говорящим словами человеческим существом.  Так фраза Зеленый дом – дом слова, открылась новым смыслом — Зеленый дом  поле словесного общения, где ребенок  становится человеческим существом, способным  учится мыслить и говорить.

«Зеленая дверца», таким образом, становится для ее посетителей и специалистов не только местом отдыха, общения, как умения получать удовольствия от взаимодействия между людьми, но и  местом вхождения в словесную коммуникацию, являющуюся инструментом  познания окружающего мира, местом приобретения взаимовыгодных доброжелательных межличностных отношений, опорой для благополучия человека во всех его делах.

Когда мы писали о К. Чуковском и его нестареющей книги «От двух до пяти», на новой страничке в инстаграм, мы хотели обратить внимание современных родителей на эту книгу, как на книгу, в которой можно и сейчас  найти много ценных сведений о вылуплении речи у малышей, которые не всегда легко заметить в обыденной жизни. В этой книге К.  Чуковский щедро делиться  с нами той сокровищницей примеров работы малышей над тем, как они осваивают законы построения слова, оттачивают свою мысль и оформляют ее в ясную для себя и другого формулировку.

Вот как рассказывает автор о постижении неговорящим малышом слова:  «при образовании слов огромное значение имеет звуковая сила фонем и слогов, из которых составляется слово. Ребенок в первую очередь берет и упрочивает повторением первый, последний или наиболее сильный ударный слог в слышимом слове. Образовывая слово «молоко», ребенок фиксирует и произносит сначала слог «мо», как наиболее отчетливо звучащий, связывая его со  зрительным образом молока. В дальнейшем он присоединяет к этому слогу второй, различаемый по звучанию слог—   «ко» и, смотря на молоко, говорит «моко». Наконец он вводит третий слог — «ло»,  в конце или в середине слова, произносит «моколо» и наконец «молоко».

От общей языковой ситуации в семье,  могут быть и другие пути освоения ребенком звучания слова молоко. Например, ребенок при виде молока произносит сначала «ням-ням», то есть отвечает привычной общей речевой реакцией на пищу. Затем, дифференцируя молоко, он синтезирует сразу два ударных слога и, заменяя «ло» звуком «я», говорит «маяко»; наконец, вводя «л», произносит «маляко».

Приведенный К. Чуковским пример звукового восприятия слов взрослых, при сопоставлении его ребенком  с видимыми реальными предметами,  показывает, как ребенок методом проб и ошибок встраивает себя в слышимое пространство речи, строит свои словесные конструкции по законам звучащего вокруг родного языка. 

Слово часто имеет в сознании ребенка такой же конкретный характер, как и та вещь, которую оно обозначает. Оно, так сказать, отожествляется с вещью, подчеркивает К. Чуковский.

А какие примеры постижения языка приводит он в своей книге! Они и дают нам пищу для понимания освоения детьми языка, и пробуждают в нас чувство юмора, которое, кто знает, может быть, зародилось в те далекие времена, когда древний человек создавал первые слова.

«Майя крикнула своей старшей сестре:

— Хватит тебе секреты говорить! Секретарша какая!

А трехлетняя Таня сказала:

— Мы ходим на прогулку, — мы прогульщики!

И сколько я знаю детей, которые думают, что насупились это, значит, наелись супу, а отравились — наелись травы».

Эти примеры помогают нам лучше понимать ребенка, быть внимательнее к тому,  что произносим, разговаривая с ним.  Осваивающие речь малыши  гораздо более чуткие к  глубинному значению смысла слов. Мы же, взрослые, не придаем большого значения словам,  которые употребляем в разговорах с ребенком или в присутствии ребенка. Не заботимся о том, какие слова мы подбираем для выражения точного смысла нашей речи. В Зеленой дверце нередко можно услышать, как мамы между собой в присутствии ребенка говорят: «Пора уже отдавать  (Мишу, Таню..)  в детский сад…»  — и  увидеть, как меняется  не замечаемое мамой лицо ее малыша.  Появившаяся в его глазах тревога, безмолвный вопрос  явно говорят о том, что он испуган тем, что мама собирается его куда-то отдавать, как отдавала, возможно, его ботиночки соседскому мальчику. А мама всего-то и сказала, что пора готовить сына к посещению садика.  

Так мы и перешли к тому, что стать  существом говорящим и думающим можно только в общении; общении, требующем внимания к  словам, которые мы обращаем к собеседнику, тем более собеседнику, который часто в силу своего возраста и отсутствия активной речи воспринимается нами взрослыми, как не владеющий речью, а значит и не понимающей ее, не являющийся собеседником.

 То, что неговорящие дети не являются полноценными собеседникам —  опасное заблуждение взрослых. Оно, к сожалению, бытует еще у многих родителей.  Современной наукой доказано, что ребенок еще в утробе матери способен слышать звуки окружающего мира, выделять из них голоса матери и отца. С момента рождения, попав в воздушную среду, возможности слышать и дифференцировать звуки расширяются.   Теперь  успехи малыша в освоении речи от первого крика до первого слова будут напрямую зависеть  от того, насколько родители поддерживают его непрекращающуюся ни на минуту работу по освоению человеческой речи.  «Свои языковые и мыслительные навыки ребенок приобретает лишь в общении с другими людьми», напоминает К. Чуковский. Этими другими людьми являемся все мы с вами, взрослые, постигающие вместе с малышами самую важную науку человека: слышать и понимать друг друга, на каком бы языке мы не обращались друг к другу — на довербальном или вербальном.  Доверие к миру, ощущение принятия себя в мире возможны для малыша только в том случае, когда его первые довербальные  выражения себя, своего состояния  – крика, мимики,  других телесных  проявлений —  будут услышаны и означены словом. Ведь даже еще не говорящий словами ребенок уже словесное существо, по утверждению Ф. Дольто нуждающееся в слове не меньше чем в телесной пище.

Потому и является Зеленая дверца, как и Зеленый дом, домом слова, потому что именно здесь, в этом пространстве детей, родителей и принимающих специалистов  создается атмосфера эмоциональной безопасности, в которой каждый принят  таким, какой он есть, атмосфера, где ребенок  погружается  в пространство уважительного словесного диалога, позволяющего ему осваивать законы социальной жизни,  родного языка и речи.

Вопрос никогда не остается без ответа.