Дорогие друзья!
6 ноября 1908 года — день рождения Франсуазы Дольто – человека, благодаря которому открылась и работает наша «Зеленая дверца».
10 сентября 2005 года в Париже всемирная организация ЮНЕСКО провела конференцию, посвященную великим женщинам ХХ века, и назвала их имена. В числе этих немногих имен стоит имя Ф. Дольто.
В России это имя не так хорошо известно. И, наверное, стоит сегодня рассказать о том, что же сделала эта женщина, чтобы ее имя удостоили такой чести?
Наверное, нужно начать с того, что великим мы привыкли называть что-то большое, из ряда вон выходящее. Великие горы, великие реки, великих писателей. Ф. Дольто всю свою жизнь и профессиональный труд педиатра и психоаналитика посвятила детям, прежде всего, самым маленьким и самым повседневным, будничным событиям их жизни. Тесно общаясь с малышами, она обратила внимание на то, что повседневности их жизни — особое для них время ведь передними встают важнейшие жизненные вопросы: «Кто я? Как устроен окружающий мир?» От нас взрослых повседневность ускользает, она принадлежит незначительности, а в незначительном нет ни реальности, ни тайны, тогда как именно повседневность и является способом нашего бытия и именно она расставляет вехи в жизни самых маленьких. Мы же, взрослые, в большинстве своем не предполагаем насыщенности повседневной жизни малыша и всю свою заботу о нем сводим в один-единственный регистр — удовлетворения его потребностей.
Когда Ф. Дольто принимала малышей, она не ограничивалась рассказами мамы о ребенке, она вглядывалась и вслушивалась в то, что сообщал ей сам ребенок своим криком, взглядом, мимикой, и другими телесными реакциями на ту ситуацию, в которой он находился. Этот подход позволил ей прийти к выводу, не всем нам очевидному, что до того, как ребенок скажет свое первое слово, он использует все имеющиеся в его распоряжении возможности, чтобы передать послание о своем состоянии ухаживающему за ним взрослому, прежде всего, матери. И эта потребность младенца быть понятым оказалась не менее важной потребностью, чем потребность в пище, чистоте, тепле. Ребенок с первого крика стремится установить речевой контакт с другим человеком, конечно, прежде всего, с матерью и отцом. Ведь когда малыш еще не видел этих людей, находясь в лоне матери, он уже выделял их голоса из тех звуков, которые доходили до его слуха. Самый маленький ребенок способен понимать речь. Для благополучного его развития необходимо сообщать ему простыми словами все то, что его касается, без чего он чувствует себя тревожно, отторгнуто.
Размышляя о важности речи в развитии и жизни людей, Ф. Дольто приходит к мысли о том, что столь ранняя потребность ребенка к овладению речью свидетельствует о первостепенной важности речи в социальной жизни людей. Результаты своих наблюдений Ф. Дольто описала в своей докторской диссертации «Педиатрия и психоанализ», где показала, что «и здоровье, и болезнь – это результат межличностных отношений, связей, складывающихся у детей с взрослыми и у взрослых с детьми. Необходимо работать над пониманием и оздоровлением этих связей».
Дольто хотела, чтобы власти и специалисты в области детства сделали нечто такое, что бы явилось превентивной мерой во избежание трудностей коммуникативного характера в самом раннем возрасте, что является следствием плохой подготовленности ребенка к жизни в социуме.
Поэтому в 1979 году Ф. Дольто со своими единомышленниками создает особое социальное пространство речевого общения — центр ранней социализации Зеленый дом для детей до трех лет, их родителей и специалистов, работающих с детьми такого возраста и их семьями.
Ф.Дольто видела ценность этого места в том, что оно не повторяет уже имеющиеся профессиональные институции. Зеленый дом — это не образовательное место, у которого свои задачи и инструменты, здесь ребенок постигает радость познания мира людей и вещей в свободной игре. Это не медицинское учреждение, хотя профилактические возможности Зеленого дома несомненны. Это не лекторий для родителей, хотя здесь родители имеют широкие возможности повысить свои родительские компетенции. Зеленый дом — это место жизни, которая наполняется живыми голосами радости и боли, смехом и слезами, любовью и заботой. Здесь встречаются мамы, которые находят в этом пространстве себе помощников и союзников в преодолении тех многочисленных трудностей, которые сопровождают каждую семью, когда она осваивает новые, самые эмоционально нагруженные, роли родителей. Ведь каждый день мамы и папы решают уравнения с множеством неизвестных. Здесь малыши находят соответствующую их возрасту развивающую среду и, в первую очередь, среду для развития речи, овладения первыми основными социальными правилами. Это промежуточное пространство между домашним укладом и общественным, с которым они встретятся в детском саду, помогает, особенно, самым маленьким детям отпустить мамину руку на пороге детского сада совершенно свободно. Ведь именно в Зеленом доме, созданном Ф. Дольто и ее единомышленниками, в поддерживающем присутствии мамы и папы, малыш начинает осознавать свои границы и границы других людей, приобретает уверенность в том, что мама любит его всегда, что она не «отдает» его в сад, а он «ходит» в садик, потому что, где бы он ни был, мама всегда его любит, а не только тогда, когда он держит ее за руку. Он теперь знает, что его мама, как и папа, гордятся его самостоятельными успехами, и что он на своем личном опыте убедился, что окружающий мир интересен и другими людьми, и новыми открытиями, на которые он способен.
Богатый практический опыт работы с детьми позволил создать Ф. Дольто свою теорию развития ребенка – «Бессознательный образ тела». В основе ее лежит качественная словесная коммуникация между рождающимся ребенком и другими людьми: сначала членами семьи, а затем, постепенно расширяя круг общения, с другими людьми. Она создала теорию, которая изменила наши представления о том, что человек – это биохимическая машина, состоящая из органов. Она писала: «Человек, не просто отдельное существо, а существо, находящееся в межличностном общении посредством слова. В человеке физиологическое не существует само по себе, все наши функции лежат в языке».
Возникшая в эволюции человека речь, одарила его возможностью развиваться существом способным к новому способу познания мира — абстрактному мышлению, позволившему человеку и познавать, и преобразовывать окружающий мир. Возникновение речи способствовало укреплению социальных связей между людьми, накоплению общедоступных знаний. Для Ф. Дольто особенно важно то, что язык не только открывает человеку возможность создания культуры, а то, что человеческая речь оказывает существенное воздействие на функционирование его тела. Ей удалось в повседневной будничной жизни младенцев увидеть и описать, как окружающая их речь действует на телесные проявления ребенка. Дальнейшая ее работа укрепила ее в том, что межличностные отношения людей, проявляющиеся, прежде всего, в речи, являются основополагающими для становления личности. «Человек может сказать «Я» потому, что в том же действии, в момент, когда он развивается и двигается среди других, когда дышит общим воздухом, он желает такого отношения и общения с другим человеком, которое изменяет его, взаимодействуя с ним».
«Великий и могучий» язык открывает всем людям и каждому в отдельности путь к себе и к миру. И от каждого из нас зависит, как мы им овладеем, как передадим это чудо нашим детям. Язык – общее богатство, его жизнь зависит от речи каждого из нас.
Только что родившийся ребенок своим первым криком призывает нас к речевому общению с ним. Он впитывает нашу речь как воздух, молоко, чтобы стать человеком языка, человеком культуры. Ф. Дольто завещала нам отзываться на его зов-стремление вместе с нами обогащать друг друга самым ценным, чем может обогатить человек человека – животворящим словом.
Жизнь Ф.Дольто была названа великой, как мне кажется, не только по тому, что она сформулировала теорию развития ребенка, в основу которой легла социальная специфика человека: межличностные отношение, язык, необходимость соблюдения социальных правил и законов, обеспечивающих общую безопасность взаимодействующих людей, но и потому, что все, что она делала в теории, она осуществляла на практике. Равно как все что она выстраивала в теории она, по ее собственным словам, узнавала от самих детей. Более того, все, что она узнавала, она, не жалея сил, стремилась передать людям, прежде всего родителям, подросткам: проводила встречи, теле- и радиопередачи, выпускала книги. До конца жизни Ф. Дольто вела активную социальную работу по просвещению общества в вопросах воспитания детей. Ф Дольто находила время на просвещение педагогов, социальных и медицинских работников, работников правоохранительных органов, работала с социальными учреждениями для детей. Она убеждала сотрудников в необходимости создавать и поддерживать условия для гармоничного развития детей. До самых последних дней жизни Ф. Дольто приходила работать в Парижский Зеленый дом, отдавая себя детям и их родителям.
Уйдя из жизни, она оставила нам свои тексты, наполненные ее заботой о самых незащищенных – детях и стариках. Ее тексты не простые. Каждая строчка призывает к размышлению, потому что то, о чем она пишет не всегда очевидно и требует собеседования. Например, «ребенку недостает, с одной стороны, возможности самому испытать свой опыт, а с другой – слов об этом опыте, он нуждается и в том, и в другом; ему не достаточно того, что в ходе этого опыта органы чувств информируют его тело о том, что приятно, а что неприятно; ему нужны слова взрослого, объяснения, а не упреки и осуждения вроде «Глупенький… Брось это…Не трогай…Укройся, а то простудишься…»
«Я хотела, чтобы всем стала понятна структурирующая ценность правды, облеченной в слова и обращенной к детям, даже самым маленьким, правды касательно событий, в которые они также втянуты, происшествий, влияющих на настроение и климат в семье, и чтобы эту правду от них не прятали…». Ведь она как никто знала о том, что ложь невротизует даже тогда, когда родители думаю, что ребенок ничего не понимает.
Сегодня я коснулась немногих тем и сторон жизни, о которых размышляла Ф. Дольто. На нашем сайте и на наших страничках в соцсети, мы все время будем обращаться к ее глубокому наследию, а также обсуждать ее идеи в пространстве «Зеленой дверцы» с вами, нашими посетителями. Ведь как писала Ф.Дольто: «Жить – это значит, изо дня в день поддерживать связь с другими и что-либо строить».
Материал подготовлен О.Г. Варпаховской , 06.11.21.