К 115 летию со дня рождения Ф. Дольто.
О Франсуазе Дольто и ее Зеленом доме в России стало известно практически недавно – в 1995 году. Но и сейчас далеко не все знают о существовании Зеленого дома в Москве — «Зеленой дверцы», с открытием которого впервые стало известно о Ф. Дольто и ее Зеленом доме. Многие родители, приходя впервые в «Зеленую дверцу», очень часто говорят, а мы и не знали, что есть такое удивительное место. «Вот случайно с одной мамой на детской площадке разговорились, и она рассказала, что со своим мальчиком ходила в «Зеленую дверцу» и мне посоветовала».
Да, казалось бы, что уже прошло почти 30 лет со дня открытия «Зеленой дверцы», но о ней все еще мало знают. Направленная на поддержку развития детей и становления детско-родительских отношений с первых мгновений зарождения новой жизни, она не повторяет то, что было создано более 100 лет назад М. Монтессори и направленно на свободное воспитание детей, где важное место уделено развитию органов чувств при помощи дидактических занятий и специально организованной для этих целей среды. Не повторяет она и идею создания учреждения для коллективной обучающей работы с маленькими детьми, которую предпринял более 200 лет назад в Шотландии Р. Оуэнон. Эту идею подхватил Ф. Фрёбель и превратил ее в плодотворную идею детских садов.
В чем же особенность Зеленых домов Ф. Дольто? Какое место занимает ее идея в системе поддержки развития ребенка и его воспитания? Чем обогащает, прежде всего, родителей, теория и практика Ф. Дольто.
Франсуаза Дольто с самых ранних лет, еще ребенком, обратила внимание на то, как дети страдают от того, как взрослые говорят с ребенком и от того, что они порою слышат из разговоров взрослых. Став взрослой, получив профессию педиатра, Ф.Дольто обратила внимание на то, что даже младенцы, по нашему представлению неговорящие и не понимающие речи, прислушиваются, приглядываются к говорящему человеку, особенно к матери, и их губы двигаются одновременно с ее губами, когда мама говорит с ним, глядя в его глаза. Ее дальнейшая практическая работа, диссертация, посвященная исследованию сложных клинических случаев, рассматриваемых ею на стыке двух областей знания – педиатрии и психоанализа – приводит ее к идее важнейшей роли речи в развитии ребенка, не только с рождения, но и с момента зачатия. Ребенок не только слышит речь, находясь в утробе, он на последних месяцах беременности матери способен понимать смысл услышанного, касающегося его и отношений с ним. Сейчас эти наблюдения Ф.Дольто подтверждены нейропсихологами экспериментально.
Теперь мы знаем, что когда мы имеем дело с новорожденными и с младенцами первых месяцев жизни, то мы имеем дело с человеческими существами, входящими, прежде всего, в мир звуков и смыслов того, что мы говорим в их присутствии. Ведь зрение младенцев в это время еще не полностью развито, а слышит он речь матери и отца уже в утробе матери. Теперь мы знаем, что начало развития человека происходит в звуковом пространстве, где членораздельная речь становится важнейшим фактором нормального развития ребенка. И еще очень важный момент. Ребенок не только слышит нашу вербальную, звуковую речь, но он испытывает потребность в том, чтобы услышали его ответ на нашу речь, ввели его в пространство языка, в котором человек отражает окружающий мир и может выразить себя. Ф. Дольто, выстраивая пространство для поддержки развития детей и становления детско-родительских отношений, обращает наше внимание на то, что для нашей психики многое определяют не события, а отношения, выраженные в языке.
Дольто настаивала, что и здоровье, и болезнь – это результат межличностных отношений, связей, складывающихся у детей с взрослыми и у взрослых с детьми. Необходимо работать над пониманием и оздоровлением этих связей.
А связи подразумевают не только то, что говорят ребенку, но и то, как мы слушаем его ответ. Ответ неговорящего? В том то и дело, что ребенок отвечает, но отвечает пока на языке до словесном, телесном: мимикой, другими движениями тела, срыгиванием, а то и рвотой. Именно на этом этапе, когда его тело и есть его язык, и происходит, не замечаемое нами, взрослыми, становление межличностных отношений человека с человеком и с самим собой.
Вот для того, чтобы иметь возможность работать над пониманием и оздоровлением межличностных связей младенцев и их родителей и даже беременной мамы и ее малыша Ф.Дольто задумала Зеленый дом.
Задумала место, где родители осознают важность для развития их детей умения их слушать, понимать и отвечать на их вопросы. Не готовыми шаблонными ответами, а ответами на то, о чем спрашивает малыш здесь и сейчас своим пока еще телесным способом. Малыши обычно задают те вопросы, которые имеют для них первостепенное значение.
Если есть отражение опыта ребёнка, перевод его несловесных посланий в речевые, если сообщения ребёнка восприняты, то происходит интеграция опыта ребенка, он осваивает язык. Если же родители не смогли отразить чувства ребёнка, воспринять его сообщения — язык не сложился. Переживания не стали частью личности ребёнка. Они не вошли в его внутреннюю структуру. Они словно остались вовне.
Ф. Дольто часто сталкивалась в своей клинической практике с травмами нарушения межличностных отношений в раннем возрасте, дающих о себе знать, если их не предупреждать, в дальнейшей жизни. И, прежде всего, в подростковом возрасте.
Осознав центральную роль языка на дословесном этапе развития психики ребенка, связь тела и психики, в которой вербальная, звуковая, речь является мостиком, соединяющим тело и психику человека, связь законов языка, вплетающихся в законы телесной жизни, Ф. Дольто и задумывает пространство Зеленого Дома; пространство доступное для всех, где общество поддерживает семью с зарождающейся новой жизнью, создавая условия безопасного общения детей и взрослых, где входящий в жизнь человек принимается со всем вниманием к его самовыражению, пониманием ценности каждого собеседника в этом общем поле языка, а значит и культуры, без которой не может быть развитой и здоровой личности.
Мы уверены, что Зеленый Дом Ф. Дольто занимает свое очень важное место, которое до Дольто оставалось белым пятном в понимании процессов развития ребенка на самом раннем этапе этого процесса. Благодаря созданному Франсуазой Дольто пространству Зеленого дома, дети до детского сада могут здесь учиться взаимодействовать друг с другом в присутствии родителей. Это обеспечивает их безопасность в тот момент, когда они отваживаются сделать первый шаг к другому. Родители могут отвлечься от рутинных забот и отдохнуть, обсудить волнующие их вопросы на такую актуальную тему, как воспитание малышей и расширить свои представления о ранних процессах развития ребенка. Теперь кроме Центров Монтессори, где можно обратить внимание на сенсорное развитие ребенка, детского сада, адаптация к которому и сейчас является непростой проблемой для многих семей, и где уделяется первостепенное внимание умственному развитию ребенка, есть и Зеленый Дом Ф. Дольто.
Зеленый дом, который занимает свое место между развитием ребенка в семье и в детском саду, не только позволяет ему безопасно войти в жизнь в социуме без непосредственного присутствия мамы, но и готовит его и к тому, чтобы в своем уже первом образовательном учреждении мог бы, по словам Выготского, «совершать» мысль в слове. Человек выражает свои мысли словами, чтобы выразить себя и прийти к взаимопониманию с другим, чтобы понимать и преобразовывать мир, что возможно, когда мысль посредством слова воплощается в действие.
В пространстве «Зеленой дверцы» в неформальных беседах со специалистами, в атмосфере эмоциональной безопасности закладываются те самые межличностные взаимоотношения, которые оберегают психическое и физическое здоровье, благополучие семьи, воспитывающей малыша впервые открывающего наш мир.
Спасибо Франсуазе Дольто, за нашу «Зеленую дверцу», дарящую нам радость плодотворного общения и удивления, животворные голоса малышей и мудрость их матерей и отцов.
«Зеленая дверца» ждет вас!