Человек стал человеком, встав на ноги и обретя слово. Значение слова в развитии человека трудно переоценить.
Речь — неотъемлемая часть бытия людей, необходимое условие человеческого общества. Все знают: «В начале было слово…» Звук этих слов, произнесенных на родном языке, отзываются каким-то особым образом в душе каждого человека.
Николай Гумилев летом 1919 года написал о слове такие строки:
«В оный день, когда над миром новым Бог склонял лицо Свое, тогда Солнце останавливали словом, Словом разрушали города. И орел не взмахивал крылами, Звезды жались в ужасе к луне, Если, точно розовое пламя, Слово проплывало в вышине. А для низкой жизни были числа, Как домашний, подъяремный скот, Потому, что все оттенки смысла Умное число передает. Патриарх седой, себе под руку Покоривший и добро и зло, Не решаясь обратиться к звуку, Тростью на песке чертил число. Но забыли мы, что осиянно Только слово средь земных тревог, И в Евангельи от Иоанна Сказано, что слово это Бог. Мы ему поставили пределом Скудные пределы естества, И, как пчелы в улье опустелом, Дурно пахнут мертвые слова.
Современному человеку эти строки могут показаться преувеличением. Но не будем спешить с выводами. Обратимся к такому актуальному в наши дни слову как врач. Этимологические словари сообщают, что слово врач образовано с помощью суффикса — чь от вьрати «говорить». Первоначально слово вьрати не несло современного негативного оттенка. В древности слово врач означало лишь то, что врач лечит тело словами, не только снадобьями. Он лечит больного: его тело и душу. В первую очередь душу. Больная душа часто уходит в пятки, а врач поднимает дух больного и укрепляет его тело. И хотя теперь врачи чаще обращаются к анализам и синтетической фармакологии, слово врач остается, сохраняя и в современном языке важность слов для излечения больного.
На этом примере мы столкнулись с тем, что первоначальные смыслы слов эволюционируют во времени. Слово върати, в смысле говорения, не используется в современном языке, зато слово врать приобрело широкое распространение в смысле лгать, говорить неправду.
А вот другой пример перевоплощения слов.
Слово страдать. О том, как смещалось значение этого слова, судите сами: образовано оно от общеславянского существительного страда «работа; нужда», и поначалу глагол страдать не значил ничего иного, кроме как активная работа, поддерживающая жизнь людей. И вот произошел неожиданный переход от понимания слова страдания, как необходимой усердной работы, к физической или нравственной боли, мучениям.
А вот еще интересная история о том, как важно быть внимательным к тому, как живет язык, и как мы учимся у языка и как мы влияем на него.
Когда мы хотим сказать о человеке неискреннем, двуличном, лицемерном, то часто используем выражение «двуликий Янус». А в праве ли мы так говорить? Ведь двуликий Янус никогда не был ни лицемером, ни двуличным человеком. Этот двуликий бог времени и всех начал, бог дверей и дверец, покровитель путешественников, совмещающий в своем облике и прошлое, и настоящее донес до наших времен осознание важности не только опыта индивидуального времени для каждого из нас, но и времени историй наших предков, значение связи с которыми мы, в наше время часто не осознаем.
Так как же Янус из двуликого превратился в двуличного? Какой смысл несут эти слова? Являются ли они синонимами? Двуликий бог — бог, имеющий два лика, Лики Януса – божественные образы бога времени, отражающие настоящее и прошлое. Двуличный человек – человек, закрывающий свое лицо личиной, которых, может быть и не одна. Слова же личина и маска — синонимы. Маска, личина — нечто выдающее себя за лицо и принимаемое за него, но пустое внутри как в физическом, так и в метафизическом смысле.
Вот мы нашли еще одну загадку смещения смыслов, только потому, что близким по звучаниям словам придаем неверные смыслы.
Размышляя о загадке двуликого Януса, невольно пришли в голову мысли о том, что этот римский бог вполне мог бы стать покровителем «Зеленой дверцы». Ведь будучи божеством дверей, он охранял двери, защищающие человека при закрытых дверях от внешнего мира, а при открытых — помогал человеку соединиться с обществом и окружающим миром. И разве не в пространстве «Зеленой дверцы» сходятся начала жизни маленьких посетителей с прошлым их семей и их отечества. И разве не здесь новый человек постигает всесильное слово, вводящее его в культуру, обогащающую его знания, от древности до наших дней. Здесь он делает первые шаги на пути постижения всех смыслов, которые открывает ему слово, получает ни с чем не сравнимое удовольствие, данное ему, как человеку, превращая звуки речи в глубокие смыслы.
Бог начала всех начал, времени, открытых дверей к прошлому и будущему, покровитель путешествий, открывающих все новые и новые знания о мире, нашел бы свое место в пространстве Зеленой дверце, месте рождения человека говорящего, человека культуры и слова.
Дверца распахнута, ключи наготове. Зеленая дверца и ее обитатели ждут вас!
А еще стихи о Слове вы можете найти в рубрике «Про стихи».
Константин Бальмонт. Русский язык. Язык, великолепный наш язык. Речное и степное в нем раздолье, В нем клекоты орла и волчий рык, Напев, и звон, и ладан богомолья. В нем воркованье голубя весной, Взлет жаворонка к солнцу — выше, выше. Березовая роща. Свет сквозной. Небесный дождь, просыпанный по крыше. Журчание подземного ключа. Весенний луч, играющий по дверце. В нем Та, что приняла не взмах меча, А семь мечей в провидящее сердце. И снова ровный гул широких вод. Кукушка. У колодца молодицы. Зеленый луг. Веселый хоровод. Канун на небе. В черном — бег зарницы. Костер бродяг за лесом, на горе, Про Соловья-разбойника былины. «Ау!» в лесу. Светляк в ночной поре. В саду осеннем красный грозд рябины. Соха и серп с звенящею косой. Сто зим в зиме. Проворные салазки. Бежит савраска смирною рысцой. Летит рысак конем крылатой сказки. Пастуший рог. Жалейка до зари. Родимый дом. Тоска острее стали. Здесь хорошо. А там — смотри, смотри. Бежим. Летим. Уйдем. Туда. За дали. Чу, рог другой. В нем бешеный разгул. Ярит борзых и гончих доезжачий. Баю-баю. Мой милый. Ты уснул? Молюсь. Молись. Не вечно неудачи. Я снаряжу тебя в далекий путь. Из тесноты идут вразброд дороги. Как хорошо в чужих краях вздохнуть О нем — там, в синем — о родном пороге. Подснежник наш всегда прорвет свой снег. В размах грозы сцепляются зарницы. К Царь-граду не ходил ли наш Олег? Не звал ли в полночь нас полет Жар-птицы? И ты пойдешь дорогой Ермака, Пред недругом вскричишь: «Теснее, други!» Тебя потопит льдяная река, Но ты в века в ней выплывешь в кольчуге. Поняв, что речь речного серебра Не удержать в окованном вертепе, Пойдешь ты в путь дорогою Петра, Чтоб брызг морских добросить в лес и в степи. Гремучим сновиденьем наяву Ты мысль и мощь сольешь в едином хоре, Венчая полноводную Неву С Янтарным морем в вечном договоре. Ты клад найдешь, которого искал, Зальешь и запоешь умы и страны. Не твой ли он, колдующий Байкал, Где в озере под дном не спят вулканы? Добросил ты свой гулкий табор-стан, Свой говор златозвонкий, среброкрылый, До той черты, где Тихий океан Заворожил подсолнечные силы. Ты вскликнул: «Пушкин!» Вот он, светлый бог, Как радуга над нашим водоемом. Ты в черный час вместишься в малый вздох. Но Завтра — встанет! С молнией и громом!
Валерий Брюсов Родной язык Мой верный друг! Мой враг коварный! Мой царь! Мой раб! Родной язык! Мои стихи – как дым алтарный! Как вызов яростный – мой крик! Ты дал мечте безумной крылья, Мечту ты путами обвил. Меня спасал в часы бессилья И сокрушал избытком сил. Как часто в тайне звуков странных И в потаенном смысле слов Я обретал напев нежданных, Овладевавших мной стихов! Но часто, радостью измучен Иль тихой упоен тоской, Я тщетно ждал, чтоб был созвучен С душой дрожащей — отзвук твой! Ты ждешь, подобен великану. Я пред тобой склонен лицом. И все ж бороться не устану Я, как Израиль с божеством! Нет грани моему упорству. Ты — в вечности, я — в кратких днях, Но все ж, как магу, мне покорствуй, Иль обрати безумца в прах! Твои богатства, по наследству, Я, дерзкий, требую себе. Призыв бросаю,- ты ответствуй, Иду,- ты будь готов к борьбе! Но, побежден иль победитель, Равно паду я пред тобой: Ты – мститель мой, ты – мой спаситель, Твой мир – навек моя обитель, Твой голос – небо надо мной!
Иван Бунин Слово Молчат гробницы, мумии и кости,— Лишь слову жизнь дана: Из древней тьмы, на мировом погосте, Звучат лишь Письмена. И нет у нас иного достоянья! Умейте же беречь Хоть в меру сил, в дни злобы и страданья, Наш дар бессмертный — речь.
И. А. Реформатский Слово о слове Слово о слове совсем не ново, И всё же я снова Восславлю слово. Слово - Всей нашей жизни Основа. Жить И любить Невозможно Без слова. С нами Всюду, Всегда Слова. Слово В жизни Всему голова. Слово - целитель И слово - предатель. Слово - и клятва, И брань, И проклятие. Слово - по случаю, Слово - к дате, Слово - удар И слово - объятие. Слово - Это Трибуна оружие. Слово - Это влюблённого вздох. Слово - воин, Слово - труженик. Слово - И дьявол, И ангел, И Бог.