Пора замолвить слово о словах.

Человек стал человеком, встав на ноги и обретя слово. Значение слова в развитии человека трудно переоценить.

Речь — неотъемлемая часть бытия людей, необходимое условие человеческого общества. Все знают: «В начале было слово…» Звук этих слов, произнесенных на родном языке,  отзываются каким-то особым образом в душе каждого человека.

Николай Гумилев летом 1919 года написал о слове такие строки:

  «В оный день, когда над миром новым
 Бог склонял лицо Свое, тогда
 Солнце останавливали словом,
 Словом разрушали города.
 И орел не взмахивал крылами,
 Звезды жались в ужасе к луне,
 Если, точно розовое пламя,
 Слово проплывало в вышине.
 А для низкой жизни были числа,
 Как домашний, подъяремный скот,
 Потому, что все оттенки смысла
 Умное число передает.
 Патриарх седой, себе под руку
 Покоривший и добро и зло,
 Не решаясь обратиться к звуку,
 Тростью на песке чертил число.
 Но забыли мы, что осиянно
 Только слово средь земных тревог,
 И в Евангельи от Иоанна
 Сказано, что слово это Бог.
 Мы ему поставили пределом
 Скудные пределы естества,
 И, как пчелы в улье опустелом,
 Дурно пахнут мертвые слова.  

Современному человеку эти строки могут показаться преувеличением. Но не будем спешить с выводами. Обратимся к такому актуальному в наши дни слову как врач. Этимологические словари сообщают, что слово врач образовано с помощью суффикса — чь от вьрати «говорить».  Первоначально слово вьрати не несло современного негативного оттенка. В древности слово врач означало лишь то, что врач лечит тело словами, не только снадобьями. Он лечит больного: его тело и душу. В первую очередь душу. Больная душа часто уходит в пятки, а врач поднимает дух больного и укрепляет его тело. И хотя теперь врачи чаще обращаются к анализам и синтетической фармакологии, слово врач остается, сохраняя и в современном   языке важность слов для излечения больного.

На этом примере мы столкнулись с тем, что первоначальные смыслы слов эволюционируют во времени. Слово върати, в смысле говорения, не используется в современном языке, зато слово врать приобрело широкое распространение в смысле лгать, говорить неправду.

А вот другой пример перевоплощения слов.

Слово страдать. О том, как смещалось значение этого слова, судите сами: образовано оно от общеславянского существительного страда «работа; нужда», и поначалу глагол страдать не значил ничего иного, кроме как активная работа, поддерживающая жизнь людей. И вот произошел неожиданный переход от понимания слова страдания, как необходимой усердной работы, к физической или нравственной боли, мучениям.

А вот еще интересная история о том, как важно быть внимательным к тому, как живет язык, и как мы учимся у языка и как мы влияем на него.

Когда мы хотим сказать о человеке неискреннем, двуличном, лицемерном, то часто используем выражение «двуликий Янус». А в праве ли мы так говорить? Ведь двуликий Янус никогда не был ни лицемером, ни двуличным человеком. Этот двуликий бог времени и всех начал, бог дверей и дверец, покровитель путешественников, совмещающий в своем облике  и прошлое, и настоящее донес до наших времен осознание важности не только опыта индивидуального времени для  каждого из нас, но и времени историй наших предков, значение связи с которыми мы, в наше время  часто не осознаем.

Так как же Янус из двуликого превратился в двуличного? Какой смысл несут эти слова? Являются ли они синонимами? Двуликий бог  — бог, имеющий два лика, Лики Януса – божественные образы бога времени, отражающие настоящее и прошлое. Двуличный человек – человек, закрывающий свое лицо личиной, которых, может быть  и не одна.  Слова же личина и маска — синонимы. Маска, личина — нечто выдающее себя за лицо и принимаемое за него, но пустое внутри как в физическом, так и в метафизическом смысле.

Вот мы нашли еще одну загадку смещения смыслов, только потому, что близким по звучаниям словам придаем неверные смыслы.

Размышляя о загадке двуликого Януса, невольно пришли в голову мысли о том, что этот римский бог вполне мог бы стать покровителем «Зеленой дверцы». Ведь будучи божеством дверей, он охранял двери, защищающие  человека при закрытых дверях от внешнего мира,  а при открытых — помогал человеку соединиться с обществом и окружающим миром.  И разве не в пространстве «Зеленой дверцы»  сходятся начала жизни маленьких посетителей с прошлым их семей и их отечества. И разве не здесь новый человек постигает всесильное слово, вводящее его в культуру, обогащающую его знания, от древности до наших дней. Здесь он делает первые шаги на пути постижения всех смыслов, которые открывает ему слово, получает  ни с чем не сравнимое удовольствие, данное  ему, как человеку, превращая звуки речи в глубокие смыслы.

Бог начала всех начал, времени, открытых дверей к прошлому и будущему, покровитель путешествий, открывающих все новые и новые знания о мире, нашел бы свое место в пространстве Зеленой дверце, месте рождения человека говорящего, человека культуры и слова. 

Дверца распахнута, ключи наготове. Зеленая дверца и ее обитатели ждут вас!

А еще стихи о Слове вы можете найти в рубрике «Про стихи».

Константин Бальмонт. 
Русский язык.
 
Язык, великолепный наш язык.
 Речное и степное в нем раздолье,
 В нем клекоты орла и волчий рык,
 Напев, и звон, и ладан богомолья.
 В нем воркованье голубя весной,
 Взлет жаворонка к солнцу — выше, выше.
 Березовая роща. Свет сквозной.
 Небесный дождь, просыпанный по крыше.
 Журчание подземного ключа.
 Весенний луч, играющий по дверце.
 В нем Та, что приняла не взмах меча,
 А семь мечей в провидящее сердце.
 И снова ровный гул широких вод.
 Кукушка. У колодца молодицы.
 Зеленый луг. Веселый хоровод.
 Канун на небе. В черном — бег зарницы.
 Костер бродяг за лесом, на горе,
 Про Соловья-разбойника былины.
 «Ау!» в лесу. Светляк в ночной поре.
 В саду осеннем красный грозд рябины.
 Соха и серп с звенящею косой.
 Сто зим в зиме. Проворные салазки.
 Бежит савраска смирною рысцой.
 Летит рысак конем крылатой сказки.
 Пастуший рог. Жалейка до зари.
 Родимый дом. Тоска острее стали.
 Здесь хорошо. А там — смотри, смотри.
 Бежим. Летим. Уйдем. Туда. За дали.
 Чу, рог другой. В нем бешеный разгул.
 Ярит борзых и гончих доезжачий.
 Баю-баю. Мой милый. Ты уснул?
 Молюсь. Молись. Не вечно неудачи.
 Я снаряжу тебя в далекий путь.
 Из тесноты идут вразброд дороги.
 Как хорошо в чужих краях вздохнуть
 О нем — там, в синем — о родном пороге.
 Подснежник наш всегда прорвет свой снег.
 В размах грозы сцепляются зарницы.
 К Царь-граду не ходил ли наш Олег?
 Не звал ли в полночь нас полет Жар-птицы?
 И ты пойдешь дорогой Ермака,
 Пред недругом вскричишь: «Теснее, други!»
 Тебя потопит льдяная река,
 Но ты в века в ней выплывешь в кольчуге.
 Поняв, что речь речного серебра
 Не удержать в окованном вертепе,
 Пойдешь ты в путь дорогою Петра,
 Чтоб брызг морских добросить в лес и в степи.
 Гремучим сновиденьем наяву
 Ты мысль и мощь сольешь в едином хоре,
 Венчая полноводную Неву
 С Янтарным морем в вечном договоре.
 Ты клад найдешь, которого искал,
 Зальешь и запоешь умы и страны.
 Не твой ли он, колдующий Байкал,
 Где в озере под дном не спят вулканы?
 Добросил ты свой гулкий табор-стан,
 Свой говор златозвонкий, среброкрылый,
 До той черты, где Тихий океан
 Заворожил подсолнечные силы.
 Ты вскликнул: «Пушкин!» Вот он, светлый бог,
 Как радуга над нашим водоемом.
 Ты в черный час вместишься в малый вздох.
 Но Завтра — встанет! С молнией и громом!  
 Валерий Брюсов 
 Родной язык 
 
Мой верный друг! Мой враг коварный!
 Мой царь! Мой раб! Родной язык!
 Мои стихи – как дым алтарный!
 Как вызов яростный – мой крик!
 Ты дал мечте безумной крылья,
 Мечту ты путами обвил.
 Меня спасал в часы бессилья
 И сокрушал избытком сил.
 Как часто в тайне звуков странных
 И в потаенном смысле слов
 Я обретал напев нежданных,
 Овладевавших мной стихов!
 Но часто, радостью измучен
 Иль тихой упоен тоской,
 Я тщетно ждал, чтоб был созвучен
 С душой дрожащей — отзвук твой!
 Ты ждешь, подобен великану.
 Я пред тобой склонен лицом.
 И все ж бороться не устану
 Я, как Израиль с божеством!
 Нет грани моему упорству.
 Ты — в вечности, я — в кратких днях,
 Но все ж, как магу, мне покорствуй,
 Иль обрати безумца в прах!
 Твои богатства, по наследству,
 Я, дерзкий, требую себе.
 Призыв бросаю,- ты ответствуй,
 Иду,- ты будь готов к борьбе!
 Но, побежден иль победитель,
 Равно паду я пред тобой:
 Ты – мститель мой, ты – мой спаситель,
 Твой мир – навек моя обитель,
 Твой голос – небо надо мной! 
 Иван Бунин
 Слово
 
Молчат гробницы, мумии и кости,—
 Лишь слову жизнь дана:
 Из древней тьмы, на мировом погосте,
 Звучат лишь Письмена.
 И нет у нас иного достоянья!
 Умейте же беречь
 Хоть в меру сил, в дни злобы и страданья,
 Наш дар бессмертный — речь. 
 И. А. Реформатский
 Слово о слове

 Слово о слове
 совсем не ново,
 И всё же я снова
 Восславлю слово.
 Слово -
 Всей нашей жизни
 Основа.
 Жить
 И любить
 Невозможно
 Без слова.
 С нами
 Всюду,
 Всегда
 Слова.
 Слово
 В жизни
 Всему голова.
 Слово - целитель
 И слово - предатель.
 Слово - и клятва,
 И брань,
 И проклятие.
 Слово - по случаю,
 Слово - к дате,
 Слово - удар
 И слово - объятие.
 Слово -
 Это Трибуна оружие.
 Слово -
 Это влюблённого вздох.
 Слово - воин,
 Слово - труженик.
 Слово -
 И дьявол,
 И ангел,
 И Бог.