Место ранней социализации

IMG_3545

«Зеленая дверца» – место ранней социализации.

Человек рождается, развивается и живет только во взаимодействии с другими людьми. И чем раньше ребенок будет чувствовать себя уверенно среди других людей, будет открыт и доброжелателен к их миру, тем содержательнее и счастливее будет его жизнь. Физическое и психическое здоровье невозможно без важнейшей профилактической прививки – ранней социализации.

Многие мамы, которые приходят сюда со своими детьми, воспринимают это место как игровую площадку, как некий детский садик, то есть ассоциируют это место с тем, что более всего привычно, знакомо. Когда мы говорим родителям, что они находятся в месте социализации, то чаще всего ловим на себе недоуменные взгляды, говорящие о непонимании.

Есть такое распространенное мнение: если следить за своим здоровьем, получить хорошее образование, то больше и желать-то нечего, все остальное придет само собой – хорошая работа, уважение окружающих, любящая семья. И вот сплошь, да рядом можно наблюдать, как любящая мама с тревогой следит, чтобы ребенок не подхватил какой заразы, как можно раньше начал изучать азы науки. А дети вовсе не сплошь здоровые и начитанные, развитый мальчик с первых дней обучения  в школе наотрез отказывается туда идти, его почему-то обижают одноклассники. Да и счастливые крепкие семьи распространены не так часто, как мы хотели бы.

И тогда возникает вопрос: «Как научить ребенка взаимодействовать с другими людьми?»

Как воспитать его, чтобы он не терялся в присутствии других людей, чтобы не попал под влияние других, «плохих» мальчиков и девочек, чтобы смог сам отстаивать свои желания и свой выбор?

«Не стой там, вернись, там играют большие ребята. Они могут тебя толкнуть!»

«Мы в песочницу не ходим, там дети игрушки отнимают!»

Что сообщает своему ребенку мама, когда уводит его от других детей? – «С людьми небезопасно, и лучший способ защитить себя – не общаться с ними!»

В «Зеленой Дверце» мы часто видим детей, стоящих в нерешительности перед большим выбором игрушек. «Ты не знаешь, что тебе выбрать, какую игрушку взять?»- обращается к ребенку принимающий. — Можешь взять ту, которая тебе понравилась больше всех. Ты можешь подумать и решить».

Как правило, осознав, что его желание и выбор – это его личное право, ребенок быстро находит то, что ему интересно. Он выбирает  игрушку или занятие для себя сам – в этом и есть проявление его желания. Даже если это желание ребенка неисполнимо в данную минуту или не совпадает с тем, что считают важным его родители. Важно, чтобы это желание было услышано взрослым. Как часто ребенок не хочет уходить из «Зеленой Дверцы», а мама знает, что уже пора уходить.  Она начинает уговаривать ребенка, а потом может и рассердиться. В такой момент можно сказать ребенку: «Я знаю, что ты  хочешь остаться! Но вам с мамой пора возвращаться домой». Ребенку важно знать, что мама принимает его желания, даже когда они невыполнимы, что она не видит его как капризное, ничего не понимающее существо.

Каждому человеку необходимо научиться определять себя в своих желаниях и отличать их от желания другого. Другой – отличный от «меня» — отдельный человек. У него есть свои мама и папа, своя история и желания, и они могут совпадать или не совпадать с «моими». Другой не обязательно чужой и опасный. Часто дети хотят стать другими буквально. Вот мальчик, который приходит только с мамой, видит, как другой ребенок, пришедший с мамой и папой, катается на машинке. Его родители сидят рядом, смотрят на него и разговаривают с ним. Их ребенок счастлив. А первый мальчик подходит и сталкивает его с машинки, буквально стараясь занять его место. «Ты хочешь занять место Саши?» «Да» — кивает малыш. «Ты хочешь, чтобы твой папа тоже был здесь с тобой?» «Да» — опять кивает он. «Мы можем вместе рассказать твоей маме об этом, а потом дома вы можете рассказать это папе. Но ты не можешь быть Сашей. Ведь у тебя есть свои родители, которых ты любишь и с которыми ты хочешь быть».

Взаимодействие ребенка с другими детьми и взрослыми во многом зависит от того, как члены его семьи чувствуют себя в обществе. Как папа и мама чувствовали себя в детском саду и школе, нравятся ли им сейчас их сотрудники, часто ли они встречаются с друзьями. Если родителям тяжело среди других людей, сознательно или неосознанно свой опыт и  свое отношение они будут передавать ребенку. Ф. Дольто верно заметила, что дети родителей, которые живут только для себя и не имеют потребности жить для других, – это дети, которые не смогут быть счастливыми. Человек рождается, развивается и живет только во взаимодействии с другими людьми. И чем раньше ребенок будет чувствовать себя уверенно среди других людей, будет открыт и доброжелателен к их миру, тем содержательнее и счастливее будет его жизнь. Физическое и психическое здоровье невозможно без важнейшей профилактической прививки – ранней социализации.