Правила «Зеленой дверцы»

Правила «Зеленой дверцы» немногочисленны:

  • в «Зеленой дверце» ребенка не оставляют без родителей или взрослых, которые их заменяют, как это обычно бывает в детском саду или какой-либо детской группе. Малыш находится  вместе с теми, с кем пришел, и вместе они уходят; Именно с этим правилом ребенок знакомиться в первую очередь переступив порог Зеленой дверцы, когда происходит первое знакомство;
  • большие машины, на которых могут кататься дети в отведенном для этого месте, не выезжают за ограничительную полосу;

Об этом правиле рассказывают малышу и маме сразу, как только принимающий их специалист начинает рассказ об устройстве пространства «Зеленой дверцы», отправляясь в путешествие по всем  манящим ребенка местам.

Путешествие начинается от  места знакомства и первое, что видит малыш, кто робко, кто стремительно бросаясь вперед по «пешеходной дорожке» — это площадка для катания на больших колесных машинах. Тут же находится домик, к которому можно и подъезжать и подходить, но нельзя выезжать за границу (широкую полосу, за которой идет «пешеходная дорожка»). Все как в жизни – есть место где могут двигаться автомобили, даже во дворе, не только по мостовой, а есть детские площадки, где играют дети, ходят люди и для их безопасности существуют правила, с которыми знакомятся ВСЕ посетители З.Д., даже те, которые еще в основном передвигаются сидя на руках родителей. Несмотря на то, что каждый раз рассказывая о правилах З.Д., в том числе и об этом – не выезжать на дорожку – в соответствие с возрастом и возможностями малыша. ну, например, 7-8 месячному малышу мы говорим по другому. Смотри, в этом месте в З.Д. ребята побольше тебя катаются на машинках и не выезжают туда, где вы с мамой и я стоим, чтобы машинки не наехали на нас. Ты скоро тоже подрастешь и сможешь сам забираться на эти машинки и кататься, если захочешь. Но у нас много и других привлекательных мест и игрушек, которые ты сейчас можешь выбрать себе для игры.

Когда родители приходят в Зеленую дверцу впервые и слышат, как мы говорим с ребенком о том, что он и совершить то не может по своим физическим возможностям, то слова о том, что же вы говорите то, что ребенок заведомо не поймет, звучат очень  часто. Но уже через некоторое время, и даже сразу, когда родители видят, с каким вниманием ребенок вслушивается в слова, внимательно смотря на говорящего, они уже не так уверенны, что ребенку даже такого возраста не надо говорить обо всем что  происходит вокруг него. Они готовы выслушать причины того, почему мы так поступаем, а малыш в это время смотрит,  слушает, выбирает то, что для него здесь и сейчас важно увидеть, услышать, добраться до необходимого именно ему.

Вокруг этого правила не выезжать на пешеходную дорожку у более старших детей другие проблемы. Хотя мамы 2-3 летних детей уже не сомневаются что их дети способны и увидеть границу и понять смысл разъясняемого правила, но не всегда сами уверенны, что вводить в жизнь ребенка правила необходимо.  Во-первых, правила ущемляют, а во-вторых, как же свобода развития личности?

В З.Д. мы высказываем свое мнение, но никому его не навязываем. Более того, каждый может свободно сказать кто, что по тому  или другому поводу думает. И проживая, обдумывая вместе те или иные важные вопросы воспитания малыша каждая мама сама приходит к тому или иному выводу. Например, мама 1,5 годовалого мальчика, активно выступавшая за отмену правил довольно неожиданно подошла к одному из принимающих (это было в конце весны, а ходила эта семья в З.Д. с осени) и сказала, а  что вы мне посоветуете?- оказалось дело в том, что мама боится, что может случиться ужасное: ее сын, не привыкший к ограничениям, постоянно залезает на подоконник, окна, в связи с теплой  погодой, она теперь открывает, а живут они на одиннадцатом этаже.  Мы поговорили с мамой о том, что ее сын знает, что в З.Д. есть правила, которые позволяют жить так, чтобы не случилось нечего того, что может причинить человеку вред. Теперь, когда окна открываются, вы можете принять и дома такие правила: ни Вы, ни он, и никто из домашних не садится на подоконник,   чтобы не случилось несчастья. Так сама жизнь убеждает родителей в том, что правила обеспечивают нашу безопасность,но только нельзя забывать о том, что они должны касаться всех. Если одним можно, а другим нельзя, то такие правила вовсе не Правила и именно такие ситуации создают представление, что правила ущемляют нас.

  •  едят и пьют все только в «столовой», в том месте, которое предназначено для еды

  В «Зеленой Дверце» относительно еды существует правило: все – и дети, и взрослые – едят и пьют за столиками в специально отведенном для этого месте.

Кроме столиков есть посуда, электрический чайник и микроволновая печь, где можно разогреть принесенную с собой еду.

Правило это вполне обоснованно: если ребенок жует там, где ездят на машинках и могут толкнуть, или проливает питье  в местах, где другие дети играют и могут наступить в эту лужу, последствия предугадать трудно. Казалось бы, необходимость организации пребывания людей в общественном месте, создания каких-либо правил и ограничений, закона, способствующего созданию безопасных условий для каждого, принимается всеми. Оказывается, нет. Вот сидит бабушка и жует конфету в неположенном месте. На напоминание принимающих о необходимости соблюдения правила она возмущенно замечает: «Пока вы не сказали об этом, никто не видел и ничего не говорил».

Очень часто можно наблюдать тревогу родителей, связанную с едой. Мамы так беспокоятся, что ребенок плохо ест, что пускаются на разные хитрости, лишь бы запихнуть в него еще одну ложку.

Я наблюдала такую картину: бабушка, специально пришедшая в «Зеленую Дверцу» ко времени обеда внука, помогала маме посадить кричавшего и вырывавшегося из рук полуторагодовалого ребенка на стульчик со столиком для кормления малышей до года. Хотели они посадить его именно туда потому, что за обычным столиком его удержать нельзя, «он просто убежит». Крепкий и упитанный мальчик явно не страдал от недоедания, играл с детьми и был очень весел, пока тревожащаяся за него мама не решила, что он голоден и ему пора есть. Мама стала кормить сына из ложечки, а бабушка пела ему песенки и показывала целый кукольный спектакль, чтобы он не кричал и ел.

По окончании этого процесса мама со вздохом сказала: «Он же не чувствует, что голоден. Он может пробегать целый день и не есть, пока его не заставят». На вопрос принимающего, было ли когда-нибудь такое, чтобы он целый день бегал и не ел, мама ответила: «Ну что вы, разве я могу это допустить!» – «То есть у вашего мальчика не было пока еще возможности почувствовать голод и попросить вас его накормить?» На этот вопрос мама ничего не ответила. Ответ приходит сам: разве ребенок может что-то понимать? Разве он может почувствовать голод?  Он ведь еще маленький. Он еще ничего не соображает. Разве он может позаботиться о себе так, как любящая мама, которая лучше знает, когда его надо кормить, когда ему лучше гулять, во что ему лучше играть и т.д. и т.д.

Многие мамы в аналогичной ситуации ссылаются на рекомендации врачей о том, сколько раз, что, в каком  количестве и в какое время надо есть детям такого возраста. Или на рекомендации, прочитанные в книгах об уходе за детьми. Когда мамы спрашивают об отношении принимающих «Зеленой Дверцы» к подобным рекомендациям, мы отвечаем, что эти советы даются не конкретному ребенку, и книги пишутся не о Маше или Пете, а  о детях такого возраста вообще. Но именно вашему ребенку эти рекомендации могут не подойти. Поэтому, может быть, стоит поговорить о том, почему этот вопрос вас беспокоит. Или почему мальчик, пришедший в «Зеленую Дверцу» и окруженный заботой мамы и бабушки, только бросал незаметные для них взгляды на играющих детей, а сам, отойдя от стола с «развивающими» игрушками и перейдя к обеденному столу, тихо и чинно пытался пережевывать предложенную котлетку и никак не мог ее проглотить. Так и сидел он с полным ртом, по-прежнему бросая короткие взгляды на других детей, которые имели возможность двигаться самостоятельно и свободно.

Это три правила, которые озвучивают детям сразу, когда они приходят и осматривают впервые пространство Зеленой дверцы. Все остальные проблемы возникающие в Зеленой дверце решаются в обсуждении, с помощью Слова.