Немного о праздниках и буднях

Дорогие друзья «Зеленой дверцы»! С Наступающим Новым годом и Рождеством!

Старо как мир, что дети развиваются глядя на других людей. В первую очередь на своих родителей, но и на братьев и сестер, и не только членов семьи, но и окружающих людей тоже. Мы улыбаемся – и они улыбаются, мы поем песни – и они поют песни. Мы с ними разговариваем – и они учатся говорить.

Мы уже писали о том, как важно петь колыбельные песни для развития психики ребенка, установления доверительных взаимоотношений  с малышом с самого рождения.

Но вот совсем недавно вдруг подумала о том, что слово «петь» такое простое, казалось бы, имеющее однозначный смысл, а вот куда ведут его звуковые корни  — не знаю.

Зеленая дверца – это пространство, где дети вместе с нами, взрослыми, входят в язык, который дается человеку для того, чтобы он мог достаточно полно выразить себя, понять другого, выстроить безопасные межличностные  взаимоотношения с другими людьми. Поэтому в Зеленой дверце уделяют особое внимание звучащему слову, его происхождению, и, следовательно, его глубокому смыслу.

Полезла в словари. Оказалось, что  найти звуковые корни слова «петь» очень непросто. Простое, широко распространенное в славянских языках слово, загадывало загадки. Вот о чем поведали этимологические словари. Слово «петь» — общеславянское, pěti. Объясняется как каузатив к «пить». Каузатив, уточнила я в словарях, это глагол, выражающий такое действие, которое можно назвать побудительным, т. е. когда сам субъект речи как бы не действует, а лишь побуждает кого-либо или что-либо производить, например, «пою малыша» — «побуждаю пить». А одинаково с этим словом звучащее слово  «пою» может иметь совсем другой смысл — «издаю голосом музыкальные звуки». Когда мы произносим слово «пою» со смыслом пою песни, то эти звуки побуждают нас к общению.

Эта глубинная живущая в нас потребность в пении, с одной стороны, уходит корнями в биологическое происхождение человека, но с другой стороны, вводит родившегося малыша в язык, тот символический порядок, который свойственен только человеку. 

Конечно, животным тоже свойственно посылать друг другу звуковые послания, но только люди, сформировали такую тонко дифференцированную систему вербальной и письменной речи, которая позволила выстроить общечеловеческую, культуру: совокупность человеческих достижений в познании природы, технике, образовании, искусстве, всего того, что человек  создал  и без чего не может существовать. И все это благодаря человеческой потребности родившегося человека к общению и освоению в этом общении словесного языка. Живя  в языке каждый день и час нашей жизни, мы забываем об этом и придаем языковому общению так мало значения.

Также и о пении. Не задумываемся о том, что пение – призыв к другому человеку. Что пение укрепляет человеческие связи и когда, мы поем колыбельные, поем вместе с братом или сестрой, поем хором с одноклассниками, слушаем пение — мы чувствуем радость общения, чувствуем себя с(част)ливыми, частью общей радости.

И конечно, поем на праздниках. Праздники, прерывающие рутины  повседневности, возникают только там, где есть общение, где существуют духовные связи между людьми. Праздник  является «первичной формой человеческой культуры» (М. Бахтин). Праздники передаются из поколения в поколение, через праздник определяется объединяющая социум система ценностей. 

Значит, когда мама поет своему малышу колыбельную песню, она уже сообщает ему, что он принят в пространство языка, в котором взаимодействуют люди.  Она сообщает ему, что он человек, что для того, чтобы он вырос человеком культуры, важно научиться жить не только среди вещей, а среди людей, в безопасном общении с ними. Развитие ребенка как социального существа есть соразвитие. Только во взаимодействие с другим человеком  происходит его психическое развитие,  устанавливаются  языковые связи. Праздники помогают нам в этом.

Приближаются прекрасные праздники — Новый Год и Рождество. Мы уже предвкушаем возможность провести эти праздники в кругу семьи и друзей.  И, конечно, не обойдется без музыки, пения, танцев. Особенно эти праздники, Новый год, Рождество,  позволяют встать в хоровод вокруг елки, как делали не раз и мы сами, и наши дедушки с бабушками. Так из поколения  в поколение мы отдаем дань  нашей связи с природой, которая дарит нам знаки этой связи, ведь хоровод – это и солнечный круг вокруг елки, который  напоминает нам  о том, что длительные темные ночи  отступают, и наступает царство света, дарящее нам больше энергии и сил; но  звуки нашего пения в хороводе, тепло скрещённых рук дарят нам уверенность в человеческой взаимопомощи, ресурсах богатства культуры хранимых в языке, который  в свою очередь мы храним и развиваем в нашем общении. Веселье, смех, подарки…

И в праздники, и в будни будем же вслушиваться в свои мысли и слова, особенно, которые мы говорим детям и при детях и даже, когда молчим при детях. Ведь наши мысли, выраженные словами, и даже те, что уже есть, но не выражены словами, поселяются в их умах и сердцах, а затем прорастают в их душах и выражаются в их делах и поступках. А стихи и песни наши главные помощники в овладении языком, основным проводником к взаимопониманию людей, складывающемуся с первых минут рождения человека.

Татьяна и Сергей Никитины «Диалог у Новогодней Ели».  Подарок мамам и папам, а также дедушкам и бабушкам.

«Тихая ночь» Детский хор. Это подарок для всей семьи. И для детей, и для взрослых.

И еще мы приготовили для всех больших и маленьких друзей Зеленой дверцы  подборку новогодних стихов и разместили их в нашей рубрике Про стихи. В этой же рубрике можно найти стихи и про будни. Надеемся, что вам понравится.

http://zelenajadverca.ru/stihi-malysham

А после праздников Зеленая дверца  ждет своих маленьких и больших  посетителей для новых встреч, бесед, открытий. Веселых праздников всем, всем, всем!