Легко ли быть родителем?

Ребенок дома и в детском саду: как выстроить взаимодействие родителей и педагогов? Идеи Ф. Дольто, сближающие тех и других.

Ф.Дольто, впервые предложившая в 1979 году общественное пространство для беременных, родителей с детьми от рождения до трех лет, называемое во всем мире как Зеленый дом, сделала это именно потому, что была уверена – нельзя научить родителей правильно воспитывать детей. Этому можно только научиться во взаимодействии со своим неповторимым, уникальным малышом. И научиться в пространстве других, таких же неповторимых детей и родителей, которые не ищут общей для всех детей «инструкции по применению» с готовыми чудодейственными рецептами воспитания идеальных детей идеальными родителями.

Идея Зеленого дома родилась и в результате общения с родителями в радиопередачах на Французском радио, где Ф. Дольто отвечала на письма, в которых родители писали, что часто сталкивались с тем, что самые прекрасные советы, самых признанных авторов, излагающих ценные советы для детей вообще, почему-то не помогали в случае с их конкретным сыном или дочерью. А предложенная Ф. Дольто возможность прожить живые конкретные ситуации в общественном пространстве, где и мама не остается один на один со своими затруднениями, и ребенок имеет возможность расширить свое представление о мире, впитать в себя необходимые для его возрастного этапа развития впечатления, позволили бы каждому родителю найти свой подход к решению той или иной собственной трудной ситуации. Тем более что в этом пространстве есть возможность не только видеть, как выходят из похожих ситуаций другие мамы, как реагируют на происходящие разные дети, где  можно  обсудить свою проблему  и со специалистами, такими как педагог, психолог, психотерапевт. И все это в неформальной обстановке, где дети играют, а мамы могут отдохнуть от травмирующей ситуации изоляции, которая часто складывается при рождении малыша, попить чая, почитать книжку.

Весь своей многолетний практический опыт, осмысленный и представленный в ее далеко заглядывающей вперед теории развития человека, она сконцентрировала в модели Зеленого дома, месте, которое, по ее мнению, поможет молодым родителям (и не только), прежде всего, мамам справиться с таким труднейшим делом, как воспитание. Домашнее воспитание не является профессией, и ему, как известно не учат.

Так как же тогда можно помочь родителям научиться воспитывать детей? Что поможет мамам и папам почувствовать себя компетентным в реализации такого деликатного дела, как воспитание.

Что предлагала Ф. Дольто? Казалась бы парадоксальную вещь – учиться у ребенка. Как это непривычно и хочется сразу возразить, что это невозможно. Он только родился, он и умеет-то спать, сосать и кричать. Главное – он не умеет говорить и, следовательно, ничего не понимает. Такое представление о только что родившемся ребенке складывалось веками. Но Дольто не единственная и не первая, убедилась в своей работе, что эти широко распространенные поверхностные представления о младенцах и детях раннего возраста — ошибочны. Уже научно доказано, что дети, даже в утробе матери, обладают хорошим слухом и способны воспринимать родительскую речь. А ведь это большая разница – взять на руки новорожденного, который ничего не может, а, следовательно, и мы ничего не можем о нем узнать,  или взять на руки маленького человека, только что родившихся сына или дочку, всем своим существом — телом, мимикой, криком — старающегося сообщить о себе, спросить, где он, что с ним.

 Пока кажется невероятным, что телодвижения ребенка, его эмоциональные проявления, мимика, тональность криков и плача являются заменителями слов – призывов, просьб, ответов на услышанные слова, на поведение тех, кто рядом с ними. Однако Ф. Дольто отмечала, что только так, он может донести до окружающих смысл того, что его в данный момент беспокоит или того, что ему нужно. Грудничок не может жить без заботы о его теле, но не может полноценно жить и развиваться без словесного общения, когда на его невербальное послание он получает необходимый ему словесный ответ.

Вступление в активную фазу овладения родным языком начинается для ребенка сразу после появления его на свет. С первым криком младенца, с первым, обращенным к нему словом ребенок  вступает в мир символов. Ведь язык – это специфический инструмент, присущий только человеку, который способствует переходу малыша от состояния первобытности, от общения на уровне тела к становлению говорящей человеческой личности, способной овладевать культурой.

Слыша, как разговаривают родители, он постепенно ощущает необходимость различать слова, понимать, в силу своих возможностей, их смысл. И такое вряд ли произойдет, окажись ребенок в полном симбиозе только с матерью. Такой симбиоз будет укреплять невербальное общение между матерью и ребенком, становясь  самодостаточным, закрытым от остального мира, далеким от символического порядка структурированной речи, фундамент освоения которой приходится именно на первый год жизни ребенка.

Важность «разделения слитной пары мать – ребенок» уже после первых месяцев, следующих за рождением, отмечала не только Ф.Дольто, но и другой известный педиатр — Д. Винникотт. Этот процесс, безусловно, происходит в семье, в естественном индивидуальном темпе, в котором важнейшую роль играет отец. Этот процесс необходим для становления личности «познающего» ребенка и профилактики травматических ситуаций при неподготовленных резких разделений матери и ребенка.

По мнению Ф. Дольто, ребенок, будучи «познающим», помогает родителям из ищущих готовых чужих знаний, вернуться в позицию «познающих», т.е. ищущих не  готовых знаний, а открывающих их вместе со своим ребенком. В этом случае родители избавляются от лишней неуверенности, тревоги, вслушиваясь в еще не оформленные словами послания ребенка, учатся вступать с ним в диалог, оказывая ему этим необходимое уважение.

Уважению к ребенку Ф. Дольто уделяла особое внимание. «Уважение подразумевает ограждение слабого и беззащитного существа от всего того, что может его унизить», подчеркивала она. Но требование уважения к ребенку совершенно не означает, что он не должен уважать родителей. Ф. Дольто утверждала, что обязанность уважать возлагается как на детей, так и на родителей. Не может быть воспитания без взаимного уважения: «Уважать ребенка – это значит интегрировать его в жизнь родителей и научить его, в свою очередь, уважать их».

«Об этом мало кто знает, но у каждого ребенка рождаются и развиваются на интуитивном уровне фантазии о том, чтобы его воспринимали как взрослого человека. И, может быть, именно в этом выражается его надежда на то, что по отношению к нему будут проявлять такое же уважение и предупредительность, как по отношению к любому взрослому».

Предлагая родителям пространства ранней социализации, такие как Зеленые дома, Ф. Дольто считала, что учиться вместе, перенимая опыт друг друга, советуясь со специалистами, будет намного эффективнее. Ведь можно обмениваться опытом, размышлять наблюдать.

Придавая большое значение для развития личности ребенка разделению пары мать – ребенок,  она хорошо понимала как важно, чтобы это разделение не было резким, не подготовленным и, следовательно, не было травматичным. Ведь практически в любой семье возникают ситуации, связанные с не подготовленным отделением детей до трех лет от мамы: внезапная болезнь матери, требующая ее стационарного лечения; необходимость срочного отъезда из дома; выход  на работу и срочное устройство ребенка в садик и много других ситуаций, нередко имеющих тяжелые последствия для здоровья малыша.

Чтобы этого не случилось и нужны, по мнению Ф. Дольто, переходные пространства ранней социализации, такие как Зеленые дома, в которых, ребенок с одной стороны чувствует себя защищенным присутствием своих близких – мамы, папы, других родных лиц, а с другой — имеет возможность войти в социум, в его правила и законы постепенно, не травматично.

Постепенное осознание важности ранней социализации для оптимального развития ребенка, как родителями, так и педагогами дошкольных организаций приводит их к взаимопониманию и взаимодействию в деле оптимизации процессов адаптации малышей к детскому саду.

«Зеленая дверца» гордится тем, что вот уже почти четыре года мы сотрудничаем с детским садом «Вишенка», который находится в небольшом подмосковном городке Бронницы. Воспитатели, психологи садика создали пространство для приема детей раннего возраста «Открытый дом», готовящее  их  к поступлению в детский сад.

25 февраля в Московской области прошел СИМПОЗИУМ «ПСИХОЛОГИЯ В ЗЕРКАЛЕ ОТКРЫТОГО ОБРАЗОВАНИЯ: К ЮБИЛЕЮ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ НА ЮГО-ВОСТОКЕ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ». Психологи «Вишенки» были приглашены поделиться своим опытом работы. Такая форма работы была открытием для участников симпозиума.

Мы очень рады, что идеи Ф. Дольто, уникальный опыт, накопленный «Зеленой дверцей», находит своих последователей!

Вот так встречали своих будущих воспитанников в Открытом доме МДОУ «Вишенка» г. Бронницы. Хорошо, что здесь не надо расставаться с мамой! Август, 2020г.

Кто-то еще около мамы, а кто-то уже отправился в самостоятельное изучение нового мира

И откуда он взялся?

Может быть нужна помощь? А может быть, они договорятся сами?

Давай порисуем вместе!

И я хочу на этот стул! Как быть?