В «Зеленой дверце» все как в жизни. Сюда приходят не на занятие, где детей развивают, учат. Здесь дети и родители вступают в гущу настоящей жизни пусть маленького, но естественного сообщества людей: детей и взрослых. Здесь плачут и смеются, рискуют и побеждают, доверяют и надеются, слушают и слышат.
Осуществляя свою идею создания первого социального пространства для детей младенческого и раннего возраста и их родителей Ф.Дольто создавала Открытый дом. Так назывался ее проект, потому что место, где должны были находиться малыши и их родители требовало того, чтобы оно было открыто для обозрения ребенка. Чтобы решиться отойти от мамы, хоть на шаг, малыш должен быть уверен, что стоит ему обернуться, и он сразу увидит маму. Мама здесь в поле его зрения. И все, что его манит вперед, необходимо ему , чтобы сделать важные для его развития открытия, тоже должно быть в его поле зрения.
Однако, открытое пространство Зеленого дома не однородно, не монотонно, не хаотично. Оно структурировано, организованно. И все в этом открытом структурированном пространстве имеет свой смысл, который и постигается детьми и родителями , с той минуты, когда их знакомят с пространством Зеленой дверцы и правилами ее жизни.
Здесь, в пространстве Зеленой дверцы, ребенок приобретает первый опыт того, что жизнь – это не только то, что происходит дома, среди своих близких, в привычном пространстве своей семьи , по принятым в этой семье правилам, но и то, что происходит в более широком мире, где встречаются разные люди, с различными укладами семейной жизни, встречаются на общем пространстве, где возникают правила жизни для всех его посетителей, посетителей открытого для всех Дома.
Пространство Зеленной дверцы – пространство ранней социализации. Человек рождается, развивается и живет только во взаимодействии с другими людьми. И чем раньше ребенок будет чувствовать себя уверенно среди других людей, будет открыт и доброжелателен к их миру, тем содержательнее и счастливее будет его жизнь. Физическое и психическое здоровье невозможно без важнейшей профилактической прививки – ранней социализации.
В «Зеленой дверце» ребенок знакомиться с тем, что порядок – это когда всему есть свое место и прежде всего каждому человеку, и ему в том числе. Мир не хаотичен, он структурирован именно потому, что у всего есть свои границы. А освоение пространства очень важный способ развития способности к самостоятельному мышлению.
«Зеленая Дверца», – это, прежде всего, место Слова. Именно того слова, о котором говорит В. Даль. «Ты человек, и поэтому, все, что ты чувствуешь, о чем думаешь, ты можешь сказать словами… «Слово -исключительная способность человека выражать гласно мысли и чувства свои; дар говорить, сообщаться разумно сочетаемыми звуками». В Зеленой дверце важно услышать каждого, может быть и не согласиться с точкой зрения другого, но при этом остаться уважающими друг друга людьми, признающими, что одной точки зрения просто не может существовать. Но бывает и так (особенно когда в «Зеленой Дверце» много народа), что родители уходят, так и не высказав того, что их здесь волновало. А ведь слово дано именно «чтобы сообщаться». Совместно общаться. «Зеленая Дверца» – это общественное пространство, Которого мы все больше и больше лишаемся. А потребность человека в общении так же важна, как потребность в еде и питье.